• Научная статья
  • 4 июня 2025
  • Открытый доступ

Использование технологий искусственного интеллекта при разработке систем упражнений и заданий по русскому языку для иностранных студентов-социологов и учащихся подготовительных факультетов российских вузов

Аннотация

Цель исследования – выявление функциональных и лингвометодических возможностей электронных программ, созданных на базе технологий искусственного интеллекта и применяемых в процессе обучения инофонов русскому языку. Авторами разработаны системы упражнений и заданий с использованием современных нейросетей для профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному студентов 1 курса социологических факультетов и учащихся подготовительных факультетов гуманитарного профиля вузов РФ. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые представлены лингвометодические основы разработки системы упражнений и заданий, включающей в себя технологии искусственного интеллекта. В результате проведенного авторами анализа большого массива современных электронных программ были отобраны и описаны технологии искусственного интеллекта, с помощью которых можно создавать эффективные системы упражнений и заданий, направленные на формирование и развитие у инофонов навыков и умений во всех видах речевой деятельности.

Источники

  1. Башкина Е. С., Лебедева М. Ю., Обухова Т. М., Родионова К. Е. Анализ педагогических практик применения искусственного интеллекта в образовании (на материале методического хакатона) // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VII Международной научной конференции (г. Красноярск, 19-22 сентября 2023 г.). Красноярск: Красноярский госдарственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023.
  2. Дзюба Е. В. Применение электронных ресурсов на уроках русского языка как иностранного: учеб. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022.
  3. Иванченко Д. А. Нейросетевые технологии в образовании: возможности и применение: методическое пособие. М.: Директ-Медиа, 2024.
  4. Игнатьева Н. Д., Сидорова Е. Ю. Возможности нейросети для реализации принципа наглядности в обучении русскому языку как иностранному // Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 1-2 июня 2023 г.). М.: Московский педагогический государственный университет, 2023.
  5. Клобукова Л. П., Майоров Н. Д. Актуальные проблемы формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных студентов-социологов вузов РФ // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2.
  6. Клобукова Л. П., Майоров Н. Д. Разработка системы упражнений и заданий электронного учебного пособия по русскому языку для иностранных студентов социологических факультетов вузов Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2024. № 2.
  7. Кожевникова М. Н. Искусственный интеллект – помощник или конкурент преподавателя РКИ? // Русский язык за рубежом. 2022. № 6.
  8. Лебедев А. А., Мамонтов А. С. Проект цифрового пособия по чтению для вьетнамцев-филологов уровня В1-В2 // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 23 мая 2024 г.). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2024.
  9. Миньяр-Белоручева А. П., Покровская М. Е. Проблемы профессиональной межкультурной коммуникации: гибридные формы обучения в цифровую эпоху // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. Т. 65. № 4.
  10. Миньяр-Белоручева А. П., Сергиенко П. И. Терминология цифрового мира в свете коммуникативистики. Современная коммуникативистика // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2024. Т. 69. № 2.
  11. Писарь Н. В. Потенциал использования нейросетей как инновационного инструмента создания учебного контента и средства организации интерактивной образовательной среды на занятиях по русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. № 1.
  12. Сысоев П. В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3.
  13. Титова С. В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2.
  14. Трушина Н. П., Гайнанова Л. М. Электронное учебное пособие как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях РКИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14. № 11.
  15. Шахова Е. М., Паутова К. А., Паутов М. А. Современные электронные технологии в профессионально-ориентированном учебном пособии по РКИ // Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: сборник статей по материалам III Международной научно-методической конференции (г. Симферополь, 23 мая 2023 г.). Симферополь: Ариал, 2023.

Информация об авторах

Клобукова Любовь Павловна

д. пед. н., проф., член-корреспондент Российской академии образования (РАО)

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Майоров Никита Дмитриевич

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Кочеткова Юлия Александровна

Московский энергетический институт

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 мая 2025.
  • Опубликована: 4 июня 2025.

Ключевые слова

  • электронные программы
  • технологии искусственного интеллекта
  • общее владение русским языком как иностранным
  • профессионально ориентированное общение
  • виды речевой деятельности
  • electronic programs
  • artificial intelligence technologies
  • general proficiency in Russian as a foreign language
  • professionally oriented communication
  • types of speech activity

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)