• Original research article
  • October 30, 2025
  • Open access

Event-based design as a practice of interaction between children and adults through events (using the example of the school community of the “Krasnye Zori” boarding school)

Abstract

The research aims to substantiate the necessity of event-based design for effective collaborative activities of children and adults in the educational process (using the example of project activities initiated by teachers of the “Krasnye Zori” boarding school for children with special educational needs – motor impairment and developmental delay). Examples of specific event-based projects with the participation of teachers, schoolchildren, and their parents are presented. The scientific novelty lies in defining the meaning of the pedagogical concept of “event-based design” using criteria for evaluating the results of event-based design, based on determining the level of events; identifying design conditions that influence the child-adult relationship, making educational and upbringing activities event-driven and personally significant; substantiating the importance of collaborative activities of teachers, schoolchildren, and parents for the implementation of the project. The result of the research (substantiation of an approach to school design as an event-based educational practice) allows recommending the active use of event-based design in schools, institutions of additional education, and in the interaction of school teachers (including boarding schools) with the families of students.

Research materials

  1. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Проф. стандарт 01.001, утв. Приказом Мин-ва труда и социальной защиты РФ № 544н от 18.10.2013 г. https://base.garant.ru/70535556/
  2. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление Главн. гос. санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/75093644/

References

  1. Александрова Е. С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: автореф. дисс. ... к. пед. н. СПб., 2000.
  2. Беляева Т. К., Сурнина В. С., Никитина О. Н. Командообразование в проектной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4.
  3. Булыгина Е. Л., Берестнева В. В. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников // Образовательный альманах. 2020. № 12 (38).
  4. Венцель В. А., Макаренко Ю. В. Применение идей проектной деятельности в педагогике // Педагогический вестник. 2022. № 24.
  5. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.
  6. Гиенко Л. Н. Формирование социальной компетентности подростков с использованием проектных технологий // Концепт. 2014. Спецвыпуск. № 23.
  7. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. К.: Наукова Думка, 1984.
  8. Головачева Г. В. Реализация социально-значимых проектов в рамках внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2016. http://n-shkola.ru/
  9. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Виноградова Л. И. Воспитательная система от А до Я. М.: Просвещение, 2006.
  10. Громыко Н. В., Громыко Ю. В., Усольцев С. П. Проектное действие в структуре учебно-игровой среды // Культурно-историческая психология. 2025. № 21 (2). https://doi.org/10.17759/chp.2025210201
  11. Декина Е. В., Пазухина С. В. «Легендарное поколение ровесников»: межпоколенческий проект патриотического воспитания молодежи // Концепт. 2021. № 2. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11009
  12. Закирова М. Р. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы // Scientific progress. 2021. № 6.
  13. Канунникова Т. А. Метод проектов в преподавании изобразительного искусства // Наука и школа. 2016. № 1.
  14. Картавая Ю. К., Кравченко О. Г. Проектная деятельность как современная педагогическая технология // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2.
  15. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3.
  16. Крылова Н. С. Проекты как успешный метод работы с детьми и родителями // Образовательный альманах. 2023. № 1-1 (63).
  17. Лузина Л. М., Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  18. Микрюкова Н. Г., Малова Т. В. Формирование у детей 5-6 лет представлений о правилах поведения в общественных местах в процессе проекта «Визит вежливости» // StudNet. 2020. № 10.
  19. Новикова Л. И., Куракин А. Т., Лийметс Х. Й. Коллектив и личность школьника. Основы теории воспитательного коллектива. Таллин, 1981. Вып. 1. Ч. 1.
  20. Педан В. А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2017.
  21. Первова Г. М., Гутарин М. М. Метод проектов в современной начальной школе // Вестник Тамбовского государственного университета. 2019. № 183. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-148-155
  22. Погребняк В. В., Мамедова Л. В. Проектная деятельность в начальной школе // Международный журнал экспериментального образования. 2023. № 5. https://doi.org/10.17513/mjeo.12160
  23. Прикот О. Г. Обоснование проектного управления в образовании: триггеры и готовность руководителей // Человек и образование. 2019. № 4 (61).
  24. Родионов Н. Е., Чириков С. В. Инновационная фирма в инновационном государстве − благодаря, вопреки или несмотря? // Инновации. 2011. № 4.
  25. Самылова О. А., Папина О. В. Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1.
  26. Семенченко Т. С. Проектная деятельность как средство воспитания подростков // Поволжский педагогический вестник. 2020. № 3 (28).
  27. Серёгина В. В., Шаповалова Л. Н., Середина М. Н. Социальное проектирование и конструирование как социально-философская теория и общественная практика // Концепт. 2016. Т. 40.
  28. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 2.
  29. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа, 1974.
  30. Хазгалиева А. Х., Гафарова Г. М., Грищенко И. Р. Специфика организации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. № 3 (71).
  31. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
  32. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3.
  33. Шацкий С. Т. Дети-работники будущего. 1922. http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibshadet.html
  34. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. https://doi.org/10.17223/15617793/438/25

Author information

Marina Sergeevna Yakushkina

Dr

Tolyatti State University

Anna Igorevna Smirnova

Boarding School for Children with Special Needs “Krasnye Zori”

About this article

Publication history

  • Received: September 19, 2025.
  • Published: October 30, 2025.

Keywords

  • событийное проектирование
  • совместная детско-взрослая деятельность
  • межпоколенный диалог
  • дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья)
  • event-based design
  • collaborative child-adult activity
  • intergenerational dialogue
  • children with special educational needs (disabilities)

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)