• Научная статья
  • 12 марта 2020
  • Открытый доступ

Развитие социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка

Аннотация

Освещаемая в статье проблема имеет значение для обеспечения эффективности развития социального интеллекта у школьников в условиях инклюзии, который является основой для самореализации личности и ее полноценного включения в социальный контекст. В работе дано определение понятия «инклюзия», анализируется понятие «социальный интеллект», рассматриваются особенности его развития в рамках иноязычного образования. Автором подчеркивается, что занятия по учебному предмету «Иностранный язык» играют одну из главных ролей в повышении продуктивности процесса развития социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями.

Источники

  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33 c.
  2. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / ред. А. М. Матюшкин. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
  3. Давыдова Е. А. Методика применения средств музыкальной культуры в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2013. 26 с.
  4. Жаркова Т. И., Сороковых Г. В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. Изд-е 3-е, стереотип. М.: Флинта; Наука, 2017. 320 с.
  5. Макарова Н. А. Социальный интеллект как фактор самореализации и личностного развития педагога // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография. М.: Изд-во РАЕН, 2013. С. 336-339.
  6. Маякова Е. В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2006. 23 с.
  7. Прибылова Н. Г. Иммерсионное обучение иностранному языку в зарубежных странах // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 95-100.
  8. Савенков А. И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2018/nn2/93903.shtml (дата обращения: 27.12.2019). DOI: 10.17759/jmfp.2018070201.
  9. Сергеева В. П., Кирмасов Б. А., Подымова Л. С., Сороковых Г. В., Клочкова Л. И., Попов Ю. А., Рудь Н. Н., Савкина И. Ю., Грошева Р. Н., Чернышева Н. В. Инновационные направления в развитии системы воспитания: методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 248 с.
  10. Сороковых Г. В. Программа-концепция формирования субъекта образования в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. М.: Тезаурус, 2004. 106 с.
  11. Сороковых Г. В., Бобунова А. С. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2018. № 9. С. 18-24.
  12. Старицына С. Г. Иностранный язык в контексте обучения школьников с особыми образовательными потребностями // Научный старт - 2019: сб. ст. магистрантов и аспирантов. М.: Языки Народов Мира, 2019. С. 204-208.
  13. Языкова Н. В. Культура и обучение иностранным языкам: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2009. № 1 (3). С. 95-100.

Информация об авторах

Сороковых Галина Викторовна

Московский городской педагогический университет

Прибылова Наталья Геннадьевна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 октября 2019.
  • Опубликована: 12 марта 2020.

Ключевые слова

  • социальный интеллект
  • инклюзия
  • урок иностранного языка
  • развитие личности школьника
  • социализация обучающегося
  • школьники с особыми образовательными потребностями
  • social intelligence
  • inclusion
  • foreign language lesson
  • developing schoolchild’s personality
  • student’s socialization
  • schoolchildren with special educational needs

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)