• Научная статья
  • 12 марта 2020
  • Открытый доступ

Дидактические принципы программы «Философия для детей» (М. Липман) в свете концепции универсальных компетентностей

Аннотация

Статья впервые рассматривает программу «Философия для детей» М. Липмана как потенциально эффективный инструмент формирования универсальных компетенций школьников (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация и кооперация). Выделяются дидактические принципы программы, способные лечь в основу педагогики, нацеленной на формирование «4К»: проблемно-деятельностный подход, класс как сообщество исследователей, сократический диалог. Показано, что программа М. Липмана «Философия для детей» объединяет работу над развитием различных универсальных компетенций (навыки XXI века) в единый и непротиворечивый образовательный процесс.

Источники

  1. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. Изд-е 2-е, стереотип. М.: МПСИ, 2009. 112 с.
  2. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 20.01.2020).
  3. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
  4. Юлина Н. С. Философия для детей. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2005. 464 с.
  5. Faure E., Herrera F., Kaddoura A. R., Lopes H., Petrovski A. V., Rahnema M., Ward F. Learning to be: The world of education today and tomorrow [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000001801 (дата обращения: 20.01.2020).
  6. Lipman M. Lisa. Montclair NG, 1985.
  7. Lipman M. Mark. Montclair NG, 1985.
  8. Lipman M. Suki. Montclair NG, 1985.
  9. Lipman M. Thinking in education. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 316 р.
  10. Lipman M., Sharp A. M., Oscanyan F. Philosophy in the Classroom. 2nd ed. Philadelphia: Temple University Press, 1980. 248 р.

Информация об авторах

Тылик Артем Юрьевич

Лицей № 597, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 января 2020.
  • Опубликована: 12 марта 2020.

Ключевые слова

  • универсальные компетентности
  • навыки XXI века
  • философия для детей
  • критическое мышление
  • М. Липман
  • проблемно-деятельностный подход
  • universal competences
  • XXI-century skills
  • philosophy for children
  • critical thinking
  • M. Lipman
  • problem-based and activity-based approach

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)