Дидактические принципы программы «Философия для детей» (М. Липман) в свете концепции универсальных компетентностей
Аннотация
Статья впервые рассматривает программу «Философия для детей» М. Липмана как потенциально эффективный инструмент формирования универсальных компетенций школьников (4К: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация и кооперация). Выделяются дидактические принципы программы, способные лечь в основу педагогики, нацеленной на формирование «4К»: проблемно-деятельностный подход, класс как сообщество исследователей, сократический диалог. Показано, что программа М. Липмана «Философия для детей» объединяет работу над развитием различных универсальных компетенций (навыки XXI века) в единый и непротиворечивый образовательный процесс.
Источники
- Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. Изд-е 2-е, стереотип. М.: МПСИ, 2009. 112 с.
- Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 20.01.2020).
- Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
- Юлина Н. С. Философия для детей. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2005. 464 с.
- Faure E., Herrera F., Kaddoura A. R., Lopes H., Petrovski A. V., Rahnema M., Ward F. Learning to be: The world of education today and tomorrow [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000001801 (дата обращения: 20.01.2020).
- Lipman M. Lisa. Montclair NG, 1985.
- Lipman M. Mark. Montclair NG, 1985.
- Lipman M. Suki. Montclair NG, 1985.
- Lipman M. Thinking in education. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 316 р.
- Lipman M., Sharp A. M., Oscanyan F. Philosophy in the Classroom. 2nd ed. Philadelphia: Temple University Press, 1980. 248 р.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 13 января 2020.
- Опубликована: 12 марта 2020.
Ключевые слова
- универсальные компетентности
- навыки XXI века
- философия для детей
- критическое мышление
- М. Липман
- проблемно-деятельностный подход
- universal competences
- XXI-century skills
- philosophy for children
- critical thinking
- M. Lipman
- problem-based and activity-based approach
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»