• Научная статья
  • 12 марта 2020
  • Открытый доступ

Академическая недобросовестность студентов технического вуза: масштабы проблемы и пути решения

Аннотация

Статья посвящена феномену недобросовестного поведения студентов технического вуза в процессе обучения. Акцентировано внимание на масштабах академического мошенничества в студенческой среде и необходимости объединения педагогического сообщества для решения данной проблемы. Эмпирически доказано, что основными факторами, обуславливающими академическое мошенничество среди студентов технических специальностей, являются: постмодернистская реальность, особенности образовательной среды вуза, формирующие определенное отношение к использованию нечестных приемов в учебной деятельности, личностные характеристики обучающихся. Предложено авторское видение проблемы, отличающееся ее новым комплексным решением.

Источники

  1. Андреева Э. В. Современный преподаватель вуза глазами студентов // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 4 (20). С. 874-876.
  2. Базаров Т. Ю. Университетская бюрократия и проектное управление // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 11-13.
  3. Бурков Е. А., Любкин П. Л., Падерно П. И. Профиль преподавателя глазами студентов - залог обратной связи // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т. 2. С. 112-115.
  4. Гарабажий В. А. Современный преподаватель глазами студентов // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. № 1. С. 77-80.
  5. Денисова-Шмидт Е. В., Хубер М., Леонтьева Э. О. Оказывают ли антикоррупционные просветительские кампании влияние на студентов? По результатам исследований в России и Украине // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 61-83.
  6. Ефимова Г. З. Анализ основных стратегий борьбы с проявлениями недобросовестности в науке и образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 2. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33831479 (дата обращения: 17.06.2019).
  7. Заседание Совета по науке и образованию [Электронный ресурс]: стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/45962 (дата обращения: 26.03.2019).
  8. Иванов А. В. Идеальный преподаватель глазами студентов // Eastern European Scientific Journal. 2014. № 5. С. 118-121.
  9. Калинина Т. В., Колясникова М. Б. Проблема высокой доли заимствований в научно-исследовательских работах современных студентов гуманитарного направления подготовки [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. № 10. Октябрь. С. 91-95. URL: http://e-koncept.ru/2015/15353.htm (дата обращения: 09.03.2019).
  10. Ким И. А. Внеаудиторное жульничество: возможности выявления и минимизации // Высшее образование сегодня. 2018. № 8. С. 49-53.
  11. Кичерова М. Н., Кыров Д. Н., Смыкова П. Н., Пилипушко С. А. Плагиат в студенческих работах: анализ сущности проблемы [Электронный ресурс] // Науковедение. 2013. № 4 (17). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/83pvn413.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
  12. Константинов А. С. Можно ли «поставить в палки» за плагиат современного российского студента // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2014. № 6. С. 171-176.
  13. Крушева М. А., Ефимова Н. С. Профессионально-личностные качества преподавателя технического вуза глазами студентов // Успехи в химии и химической технологии. 2016. Т. 30. № 8 (177). С. 88-90.
  14. Малошонок Н. Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35-60.
  15. Национальная доктрина образования Российской Федерации: проект / под науч. ред. В. И. Слободчикова. М.: Фонд поддержки общественных инициатив, 2018. 40 с.
  16. Никитов А. В., Орчаков О. А., Чехович Ю. В. Плагиат в работах студентов и аспирантов: проблема и методы противодействия // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 61-68.
  17. Плагиат в науке: круглый стол в РГГУ, 11 июня 2014 г. // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 193-218.
  18. Примеры техногенных ЧС в России [Электронный ресурс]. URL: https://ecobloger.ru/primery-tehnogennyh-chs-v-rossii/ (дата обращения: 16.04.2019).
  19. Радаев В. В. Об академической этике и борцах с «Антиплагиатом» // Отечественные записки. 2013. № 4 (55). С. 181-192.
  20. Радаев В. В., Чириков И. С. Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 4. С. 77-82.
  21. Рыжко Е. Н. Проблема плагиата: решать сейчас не стоит откладывать // Международная журналистика - 2017: идея интеграции интеграций и медиа: материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Минск, 16 февраля 2017 г.). Мн.: БГУ, 2017. С. 246-253.
  22. Севостьянов Д. А. Плагиат в современном образовании: беда или симптом? // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 17-25.
  23. Сивак Е. В. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания). М.: ГУ ВШЭ, 2006. 44 с.
  24. Фёклин С. И. Использование плагиата в вузе // Экономика образования. 2014. № 1. С. 104-107.
  25. Шмелёва Е. Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 2. С. 55-79.
  26. Шмелёва Е. Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 84-109.
  27. Bagraim J., Goodman S., Pulker S. Understanding dishonest academic behavior amongst business students - the business leaders of the future // Industry and Higher Education. 2014. Vol. 28 (5). P. 331-340.
  28. Błachnio A. Don’t cheat, be happy. Self-control, self-beliefs, and satisfaction with life in academic honesty: A cross-sectional study in Poland [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/331692474_ Don't_cheat_be_happy_Self-control_self-beliefs_and_satisfaction_with_life_in_academic_honesty_A_cross-sectional_study_in_Poland (дата обращения: 26.03.2019).
  29. Cole M. T., Shelley D. J., Swartz L. B. In Re Launching a New Vision in Education and e-Learning: Fostering a Culture of Academic Integrity in e-Learning // KES SEEL-18 2018: Smart Education and e-Learning / ed. by V. Uskov, R. Howlett, L. Jain, L. Vlacic. Basel: Springer Nature Switzerland AG, 2018. P. 151-164.
  30. Denisova-Schmidt E. The challenges of academic integrity in higher education: Current trends and outlook. Boston, 2017. 33 p.
  31. European Network for Academic Integrity [Электронный ресурс]. URL: http://www.academicintegrity.eu/wp/ (дата обращения: 26.03.2019).
  32. Macfarlane B., Zhang J., Pun A. Academic Integrity: A Literature Review // Studies in Higher Education. 2014. Vol. 39. № 2. Р. 339-358.
  33. Peled Y., Eshet Y., Barczyk C., Grinautski K. Predictors of Academic Dishonesty among Undergraduate Students in Online and Face-to-Face Courses // Computers and Education. 2018. Vol. 131. P. 49-59.
  34. Rittel H. W. J., Webber M. M. Dilemmas in a General Theory of Planning // Policy Sciences. 1973. № 4. P. 155-169.

Информация об авторах

Иоголевич Наталья Ивановна

Тюменский индустриальный университет

Лободенко Елена Ивановна

Тюменский индустриальный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2020.
  • Опубликована: 12 марта 2020.

Ключевые слова

  • обучающиеся технического вуза
  • академическое мошенничество
  • академическая честность
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации
  • Кодекс академической добросовестности
  • technical students
  • academic dishonesty
  • academic honesty
  • National Educational Doctrine of the Russian Federation
  • Academic Honesty Code

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)