• Научная статья
  • 21 апреля 2020
  • Открытый доступ

Методологические аспекты использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов вуза

Аннотация

Целью исследования является изучение методологических возможностей использования интерактивных технологий при обучении иностранному языку студентов вуза. Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у студентов необходимых языковых компетенций - лингвистической, компенсаторной, дискурсивной, социолингвистической, социальной и социокультурной. Научная новизна работы заключается в обосновании использования мультимедийных средств обучения и интерактивных проектов в контексте формирования у студентов вуза коммуникативной компетенции, что может служить для дальнейшего развития у них языковых компетенций. Предложенный в работе анализ использования интерактивных технологий приводит авторов к выводу об организации такого уровня обучения иностранному языку, который предусматривал бы расширение у студентов языковой сферы, где грамотная иноязычная коммуникация становится важной частью профессии. Полученные результаты показали, что реализация преподавателем методологических подходов (личностно-деятельностного, дифференцированного, когнитивного, коммуникативного и социокультурного) способствует формированию компетентных и конкурентоспособных специалистов с хорошим знанием иностранного языка.

Источники

  1. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. 1999. № 3. С. 20-25.
  2. Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 81-87.
  3. Девтерова З. Р. Использование инфокоммуникационных технологий в обучении иностранному языку в вузе // Гуманизация образования. 2007. № 1. С. 71-75.
  4. Зимняя И. А., Мазаева И. А. Коммуникативная культура студента (к проблеме формирования). М. - Ижевск: Удм. ун-т, 2002. 42 с.
  5. Кузнецов А., Сергеева Т. Обучающие программы и дидактика // Информатика и образование. 1986. № 2. С. 87-90.
  6. Малиночка Э. Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. Саратов: Изд-во СГУ, 1989. 184 с.
  7. Миролюбов А. А. Аудиовизуальный метод // Иностранные языки в школе. 2003. № 5. С. 22-23.
  8. Назарова М. В. Принципы мотивации к изучению иностранного языка у студентов непрофильных направлений подготовки // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов / под ред. Р. А. Валеевой. Казань: Отечество, 2017. Вып. 20. С. 100-103.
  9. Панкова Г. Д. Организационные формы в информационной среде обучения // Информационные технологии в высшем гуманитарном образовании: сб. статей. Бишкек: БГУ, 2003. С. 148-161.
  10. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 276 с.
  11. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.
  12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  13. Сергеева М. Е. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. 2005. № 2. С. 162-166.
  14. Сергеева Т. Н. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. 1991. № 1. С. 3-10.
  15. Сизова Ю. С., Пригожина К. Б. Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 264-269.
  16. Скворцова О. В., Иванов С. М. Использование компьютерно-информационных технологий в обучении английскому языку // Linguarum Terra, 2008. Актуальные вопросы лингводидактики и переводоведения: сб. науч. тр. студентов и преподавателей фак. иностр. яз. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. С. 54-58.
  17. Скорина М. С. Интерактивные методы обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm (дата обращения: 20.12.2019).
  18. Стариченко Б. Е., Арбузов С. С. Организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Фундаментальные и прикладные науки сегодня. Норт-Чарлстон: СreateSpace, 2014. T. 1. Материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Норт-Чарлстон, 20-21 октября 2014 г.). С. 65-68.
  19. Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения: сб. научн. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. С. 15-26.
  20. Титова С. В. Теоретические основы компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам: дисс.. д. пед. н. М., 2004. 415 с.
  21. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филоматис, 2008. 188 с.
  22. Brown D., Frazier S. Teaching by Principles: An Interactive Approach to Language Pedagogy // TESOL Quarterly. 2001. Vol. 35. № 2. P. 341-342.
  23. Kim Y. Y. Intercultural communicative competence // Cross-cultural interpersonal communication / ed. S. Ting-Toomey, F. Korzenny. California: Sage Publications, 1991. P. 259-275.
  24. Perspectives in communicative language teaching / ed. K. Johnson, D. Porter. L.: Academic Press, 1983. 231 p.
  25. Schittek M. et al. Computer assisted learning. A review // European Journal of Dental Education. 2001. Vol. 5. № 3. Р. 93-100.
  26. The communicative approach to language teaching / ed. C. J. Brumfit, K. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 1979. 243 p.

Информация об авторах

Асмоловская Мария Владимировна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Валеев Агзам Абрарович

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 февраля 2020.
  • Опубликована: 21 апреля 2020.

Ключевые слова

  • обучение иностранному языку
  • интерактивные методы
  • языковая компетенция
  • интенсификация обучения
  • студент
  • teaching a foreign language
  • interactive methods
  • language competence
  • intensification of teaching
  • student

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)