• Научная статья
  • 21 апреля 2020
  • Открытый доступ

Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза

Аннотация

Цель исследования - раскрыть психолого-педагогические основы формативного критериального оценивания в высшей школе. В статье на основе анализа модернизационных изменений в высшей школе раскрываются предпосылки введения новой формы оценивания образовательных результатов - критериального оценивания. Выявлен психолого-педагогический смысл критериального оценивания как студентоцентрированной технологии. Определены трудности, возникшие при внедрении критериального оценивания в высшей школе. Представлены ход и результаты экспериментальной работы по внедрению формативного критериального оценивания. Приводится методика критериального оценивания. Научная новизна исследования заключается в том, что структурированы и описаны многоинструментальные характеристики формативного критериального оценивания (назначение, участники, результаты, содержание и требования). В результате обоснована необходимость специальной многоступенчатой коллективной разноформатной процедуры оценивания.

Источники

  1. Безукладников К. Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2008. 270 с.
  2. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Современные подходы к оцениванию квалификаций // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 100-106.
  3. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Тихомирова М. А., Бочкина Н. Кейс-метод как средство оценивания и развития терминологической компетентности будущего педагога // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 4 (93). С. 728-749. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.728-749.
  4. Волков П. Б., Наговицын Р. С. Варианты диагностики ключевых компетенций студентов педагогических специальностей при оценке результатов обучения [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3725 (дата обращения: 15.02.2020).
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики. 369 с.
  6. Землянская Е. Н. Инновационная начальная школа: подготовка магистров по педагогике в условиях сетевого взаимодействия: монография. М.: МПГУ, 2015. 216 с.
  7. Землянская Е. Н. Новые формы оценивания образовательных результатов студентов // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 4. С. 103-114. DOI: 10.17759/psyedu.2015070410.
  8. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 50-58. DOI: 10.17759/jmfp.2016050305.
  9. Землянская Е. Н., Галямова Э. М., Безбородова М. А. Нелинейная педагогическая система университетской подготовки учителя в информационном обществе // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (International Conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA-2018) / под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. С. 800-811. DOI: 10.15405/epsbs.2018.09.02.99.
  10. Землянская Е. Н., Ситниченко М. Я. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов психолого-педагогического образования // Преподаватель XXI век. 2015. Т. 1. № 2. С. 107-139.
  11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
  12. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2010. 23 с.
  13. Критериальное оценивание через дескрипторы в начальном образовании. Классы I-IV [Электронный ресурс]. URL: http://singerei.educ.md/wp-content/uploads/sites/383/2019/12/MECD_I-IV_rus_09.12.2019.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
  14. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016): зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550 // КонсультантПлюс. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
  15. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 264 с.
  16. Сыздыкбаева А. Д. Критериальное оценивание учебных достижений младших школьников: сущность, проблемы // Педагогика начального образования: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (27-28 апреля 2017 г.) / под общ. ред. Е. Н. Землянской; Моск. пед. гос. ун-т; Ин-т детства. М.: МПГУ, 2017. С. 250-255.
  17. Чандра М. Ю., Байкина Е. А. Стратегии оценивания компетенций студентов в процессе освоения образовательной программы вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 7 (130). С. 10-15.
  18. Beregovaya E. B., Zemlyanskaya E. N., Larionova I. A., Yakushevskaya K. N., Timirov F. F., Medzhidova K. O., Ignatov S. B. Pedagogical Technologies for Social and Cultural Reflection Formation in Modern Students // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 1. P. 195-211.
  19. Platonova R. I., Zaitseva N. A., Zemlyanskaya E. N., Bezborodova M. A., Stepanov P. A., Mikhina G. B. Nonlinear development of university pedagogical system: Permanence of didactic tasks // Man in India. 2017. Vol. 97. № 14. P. 159-171.

Информация об авторах

Землянская Елена Николаевна

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 марта 2020.
  • Опубликована: 21 апреля 2020.

Ключевые слова

  • оценивание
  • критериальное оценивание
  • суммативное оценивание
  • формативное оценивание
  • педагогическое образование
  • модернизация высшего образования
  • компетентностно-деятельностный подход
  • assessment
  • criteria-based assessment
  • summative assessment
  • formative assessment
  • pedagogical education
  • modernization of higher education
  • competence-based and activity-based approach

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)