• Научная статья
  • 21 апреля 2020
  • Открытый доступ

Практическое владение русским языком как условие академической адаптации студентов из Средней Азии

Аннотация

Статья посвящена вопросам академической адаптации студентов из Средней Азии. Акцентируется внимание на том, что знание русского языка у поступающих на обучение иностранных студентов из стран Средней Азии ограничивается бытовой сферой общения, что является не вполне достаточным для обучения в российском вузе; подчеркивается, что подготовка специалистов из ближнего зарубежья вызывает ряд трудностей. Обращается внимание на то, что одним из условий академической адаптации указанного контингента обучающихся является хорошее владение русским языком, а следовательно, планомерная, целенаправленная, системно организованная работа по развитию и совершенствованию навыков владения русским языком у студентов из стран Средней Азии требует особого подхода.

Источники

  1. Авдонина Д. С., Бочкарёва Ю. В., Булганина С. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74033 (дата обращения: 31.01.2020).
  2. Апанасюк Л. А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 66-72.
  3. Бучнева О. А. Направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 70-75.
  4. Быкова Т. Л. Особенности социальной и профессиональной адаптации иностранного студента к российским условиям образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 42-56.
  5. Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. 2005. № 6-7. С. 267-383.
  6. Джамирзе Н. К. Психологические особенности адаптации иностранных студентов в вузе // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: сб. науч. работ. Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2012. С. 73-84.
  7. Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 73-77.
  8. Иванова М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов к высшей школе. СПб.: Нестор, 2000. 149 с.
  9. Иванова М. А., Титкова Н. А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе: методические рекомендации преподавателям. СПб.: СПбГТУ, 1993. 62 с.
  10. Кайдалова Л. Г., Черкашина Ж. В. Адаптация иностранных студентов к обучению в вузах: методические рекомендации для преподавателей и студентов подготовительных факультетов. Х.: НФаУ, 2014. 48 с.
  11. Камара И. Иностранные студенты в России: проблемы социальной адаптации // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 82-85.
  12. Киров Е. Ф. Русский язык как неродной и его теоретические основания // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: материалы VI Международной научно-методической конференции (г. Санкт-Петербург, 26-27 октября 2017 г.). СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2011. С. 229-233.
  13. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 284-288.
  14. Овчаренко Е. Н. Преемственность обучения в системе среднего общего и высшего профессионального образования на основе инновационных дидактических технологий: дисс. … к. пед. н. Краснодар, 2011. 252 с.
  15. Осьмухина О. В. Русский язык на постсоветском пространстве Средней Азии // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации: сборник материалов II Международной научно-методической конференции-вебинара. Курск: КГМУ, 2017. С. 221-232.
  16. Палаткин Д. В. Фирман У. Русский язык в постсоветской Средней Азии: сравнение с Прибалтийскими странами и Южным Кавказом // Россия и современный мир. 2013. № 4 (81). С. 241-243.
  17. Ременцов А. Н., Казанцева А. А. Концепция академической адаптации иностранных учащихся в технических вузах России [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-akademicheskoy-adaptatsii-inostrannyh-uchaschihsya-v-tehnicheskih-vuzah-rossii/viewer (дата обращения: 31.01.2020).
  18. Соловьева Н. Педагогическая тактика организации жизнедеятельностного пространства // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 115-120.
  19. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 233 с.
  20. Узбекистан: Русский язык уходит. И узбекский не остается… [Электронный ресурс]. URL: http://rulit.org/read/671 (дата обращения: 11.12.2019).
  21. Чиркова В. М., Рубцова Е. В. Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 78-80.

Информация об авторах

Корнева Галина Викторовна

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Герасимова Елена Евгеньевна

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 февраля 2020.
  • Опубликована: 21 апреля 2020.

Ключевые слова

  • практическое владение русским языком
  • академическая адаптация
  • иностранные студенты из Средней Азии
  • уровень владения русским языком
  • трудности перевода
  • practical Russian language skills
  • academic adaptation
  • Central Asian students
  • level of the Russian-language competence
  • translation difficulties

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)