• Научная статья
  • 30 июня 2020
  • Открытый доступ

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Аннотация

Цель исследования - определение и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты организации оздоровления детей с нарушениями речи в дошкольном образовании, задачи, возможности и предполагаемые результаты. Анализируются научные исследования, в которых раскрываются вопросы соматического и психофизического здоровья детей с нарушениями речевого развития. В статье уточняются понятие «здоровье» и основные подходы к выделению данного понятия. Раскрываются особенности и закономерности состояния здоровья и формирования двигательной сферы детей с нарушениями речи, предлагаются пути их оздоровления и реабилитации через применение определенных здоровьесберегающих технологий. Научная новизна заключается в подборе и обосновании эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений и общего оздоровления детей дошкольного возраста с нарушениями речи, таких как паузы релаксации, динамические паузы различного характера, физические упражнения разных видов. В результате определено и обосновано применение здоровьесберегающих технологий с учетом отличительных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Источники

  1. Боярская Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 120 с.
  2. Волкова О. С. Состояние здоровья школьников с речевыми нарушениями: автореф. дисс. … к. мед. н. Смоленск, 2008. 22 с.
  3. Воронцова И. Л., Прокопьев Н. Я. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением речи в результате неправильного прикуса [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). URL: https://moluch.ru/archive/61/8949/ (дата обращения: 24.01.2020).
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающая педагогика. Изд-е 2-е. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 399 с.
  5. Лепешкина С. В. Особенности физического воспитания 5-6-летних детей с логопедическими нарушениями: автореф. дисс. … к. пед. н. Малаховка, 2008. 26 с.
  6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 408 с.
  7. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: дисс. … к. пед. н. Ростов н/Д, 2005. 220 с.
  8. Покрина О. В. Коррекция психофизического состояния детей с нарушением речи средствами физической культуры: автореф. дисс. … к. пед. н. Малаховка, 2006. 24 с.
  9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Изд-е 2-е. М.: АРКТИ, 2009. 320 с.
  10. Цибульникова В. Е., Леванова Е. А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учеб. пособие (с практикумом) для студ. пед. вузов. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2017. 148 с.
  11. Черкашин О. Г. Профилактика нарушений здоровья у детей в коррекционных группах дошкольных образовательных учреждений: автореф. дисс. … к. мед. н. М., 2008. 26 с.

Информация об авторах

Пелихова Анна Валерьевна

Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 марта 2020.
  • Опубликована: 30 июня 2020.

Ключевые слова

  • общее оздоровление
  • физические упражнения
  • дети дошкольного возраста
  • дети с нарушениями речи
  • здоровьесберегающие технологии
  • коррекционно-образовательный процесс
  • overall rehabilitation
  • physical exercises
  • preschool children
  • children with speech disorders
  • health-saving technologies
  • remedial education

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)