Интернет-мемы как средство формирования лингвострановедческой компетенции при обучении иностранных студентов и слушателей русскому языку
Аннотация
В статье рассматривается технология использования интернет-мемов при обучении иностранных студентов и слушателей русскому языку; определяется эффективность их применения в качестве учебного материла, способствующего формированию у иностранных обучающихся лингвострановедческой компетенции. Цель работы - выявление значимости применения интернет-мемов для формирования лингвострановедческой компетенции у инофонов при обучении русскому языку. Научная новизна исследования состоит в обосновании эффективности использования интернет-мемов для овладения иностранными обучающимися лингвострановедческой компетенцией как частью коммуникативной компетенции, в дальнейшем позволяющей инофонам сформировать языковые навыки и умения. В результате исследования определяются особенности интернет-мемов как источника страноведческой информации, устанавливается значимость их использования при обучении русскому языку как иностранному, выявляются возможности их применения как средства формирования лингвострановедческой компетенции у иностранных обучающихся.
Источники
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 496 с.
- Банашек-Шаповалова А. Конститутивные признаки жанра интернет-мема в аспекте преподавания РКИ // Yearbook of Eastern European Studies. 2015. № 5. С. 107-119.
- Блин [Электронный ресурс] // Россия. Большой лингвострановедческий словарь. URL: https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title=Блин/B1-B2 (дата обращения: 20.03.2020).
- Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Мемы, меметика, мемотип // Заметки ученого. 2018. № 6 (31). С. 56-68.
- Докинз Р. Эгоистичный ген [Электронный ресурс]. URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/UKR/courses/asp/asp-lit/Dokinz-1986.pdf (дата обращения: 24.03.2020).
- Зыкова К. А. Перспективы использования интернет-мемов в обучении РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1491-1495.
- Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 28 (277). С. 84-90.
- Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. № 1. С. 113-115.
- Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Электронный ресурс]: в 2-х т. / сост. Т. Ф. Ефремова. URL: https://efremova.slovaronline.com/ (дата обращения: 25.03.2020).
- Пишкова Е. Ю., Смирнова М. С. Интернет-мемы: коммуникативный и транслатологический аспекты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136). С. 180-187.
- Проскурина А. В. Лингвокультурный трансфер: миф как мем // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 2. С. 80-86.
- Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М.: Логос, 2005. 460 с.
- Словарь современного русского литературного языка: в 17-ти т. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 1. А - Б. 768 с.
- Щурина Ю. В. Интернет-мем как прецедентный феномен // Язык в различных сферах коммуникации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, 25-26 сентября 2014 г.). Чита: Изд-во Забайкальского гос. ун-та, 2014. С. 102-108.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 26 марта 2020.
- Опубликована: 30 июня 2020.
Ключевые слова
- русский язык как иностранный
- интернет-язык
- интернет-мем
- лингвострановедение
- лингвострановедческая компетенция
- мотивация
- Russian as a foreign language
- Internet language
- Internet meme
- culture-through-language studies
- linguo-cultural competence
- motivation
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»