• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Развитие пространственного мышления студентов инженерно-технических направлений посредством изучения геометрических приложений кратных интегралов

Аннотация

Цель исследования - разработать методику изучения темы «Геометрические приложения кратных интегралов», направленной на развитие пространственного мышления студентов инженерно-технических направлений в вузе. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования было установлено отсутствие методической системы изучения указанного раздела математики в высшей школе. Отмечены причины низкого уровня «геометрической» подготовки студентов. Научная новизна работы состоит в разработке методической системы освоения темы «Геометрические приложения кратных интегралов», состоящей из определенных этапов с заданиями, систематизирующими знания, умения, навыки, полученные из предыдущих разделов математики. В результате были выявлены внутри- и межпредметные связи геометрии с другими дисциплинами, которые изучают студенты инженерно-технических направлений 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», 35.03.06 «Агроинженерия». Разработанная методика позволяет систематизировать теоретический и практический материал предыдущих тем, касающихся геометрии на плоскости и в пространстве, рассматривать их во взаимосвязи с новой, а также способствует развитию логического и пространственного мышления обучающихся указанных направлений.

Источники

  1. Алексеева К. В., Ермак Е. А. О развитии пространственного мышления студентов на основе решения стереометрических задач // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». 2017. № 10. С. 61-65.
  2. Василенко А. В. Развитие пространственного мышления учащихся в процессе изучения геометрии: психологический аспект // Преподаватель XXI век. 2010. № 2: в 2-х ч. Ч. 1. С. 170-174.
  3. Гаер М. А., Лапшина Е. С., Марков С. Н. Результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена по математике в Иркутской области в 2019 году. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. URL: http://gia-irk.ucoz.net/mr_ogeh_mat_2019.pdf (дата обращения: 16.05.2020).
  4. Евдокимова Л. А., Масаева А. А. и др. ЕГЭ - 2019. Анализ результатов единого государственного экзамена на территории Калининградской области в 2018-2019 году [Электронный ресурс]. URL: https://www.koiro.edu.ru/activities/nauchno-metodicheskaya-deyatelnost/redaktsionno-izdatelskaya-deyatelnost/spisok-literatury-izdannoy-koiro/2019/ege-2019.pdf (дата обращения: 16.05.2020).
  5. Жук Л. В. Развитие пространственного компонента мыслительной деятельности бакалавров при обучении геометрии в среде компьютерной математической системы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. С. 35-39.
  6. Зепнова Н. Н. Развитие пространственного мышления школьников - залог успешного изучения точных дисциплин в вузе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6 (65). С. 231-237.
  7. Иванников В. А. Основы психологии. Курс лекций: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2010. 336 с.
  8. Коногорская С. А. Особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1 (15). С. 142-152.
  9. Кузнецова Ю. И. Развитие компонентов пространственного мышления обучающихся на уроках геометрии // Вестник науки и образования. 2017. Т. 2. № 3 (27). С. 95-98.
  10. Кузьмин О. В., Палеева М. Л. Потенциал прикладных заданий в обучении математике бакалавров технических направлений // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 10 (69). С. 362-366.
  11. Митенева С. Ф. Принципы методической системы обучения геометрии // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 1 (57). С. 3-11.
  12. Мурашкина Т. И., Королев Е. А., Егоров А. Ю. Особенности методики преподавания темы «Парабола и параболоид» в курсах математики и инженерной графики [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. № V11. С. 1-10. URL: http://e-koncept.ru/2017/171045.htm (дата обращения: 28.04.2020).
  13. Потанина О. В., Захарова М. А., Аносова Е. П. Формирование приемов решения стереометрических задач как средство повышения качества математической подготовки // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия «Экономика». 2018. № 1 (23). С. 116-123.

Информация об авторах

Голышева Светлана Павловна

к. пед. н.

Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 апреля 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • пространственное мышление
  • студенты инженерно-технических направлений
  • геометрические приложения кратных интегралов
  • геометрия
  • математика
  • spatial thinking
  • engineering and technical profile students
  • geometrical applications of multiple integrals
  • geometry
  • mathematics

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)