• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

О внутренней противоречивости компетентностного подхода в оценивании образовательных результатов

Аннотация

Цель исследования - выявить проблемы описания и оценки (измерения) компетенций в сфере высшего профессионального образования, связанные с неоднозначностью трактовки понятий «компетенция» и «компетентность» в рамках компетентностного подхода. В статье систематизированы существующие определения компетенций/компетентности; определены требования, предъявляемые к средствам для оценки компетенций и процедурам разработки указанных средств; выявлены некоторые проблемы, касающиеся обеспечения валидности средств оценивания компетенций в рамках применения компетентностного подхода в сфере высшего профессионального образования . Научная новизна заключается в выявлении ряда присущих оцениванию компетенций (преимущественно путем тестирования) значимых ограничений, связанных с проблемами обеспечения содержательной и прогностической валидности. В результате показано, что при разработке силами преподавателя средств оценивания компетенций, особенно близких по содержанию к личностным качествам, не может быть на должном уровне обеспечена содержательная и прогностическая валидность указанных средств.

Источники

  1. Байденко В. И. Болонский процесс. М.: Логос, 2004. 208 с.
  2. Брызгалина Е. В. Как изменилась парадигма образования в XXI веке? [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/video/40278 (дата обращения: 14.04.2020).
  3. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
  4. Загвоздкин В. К. Рецензия на книгу «О разработке национальных стандартов образования. Экспертиза» // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 282-294.
  5. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник. М.: Логос, 2010. 668 с.
  6. Кудрина Е. А. Компетентностный подход в высшем образовании: за и против // Проблемы интеграции образовательных систем России и Беларуси в гуманитарном хронотопе постсоветского пространства: сб. науч. ст. Курск: Университетская книга, 2015. С. 102-112.
  7. Кудрина Е. А. О некоторых проблемах разработки оценочных средств для общекультурных и общепрофессиональных компетенций // Современная психология образования: проблемы и перспективы: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2016. С. 47-50.
  8. Кузнецова В. И. Формирование тестологической компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дисс. … к. пед. н. Калуга, 2011. 24 с.
  9. Ланцова Л. А. Компетентностный подход в высшем образовании России: проблемы реализации и измерения результатов [Электронный ресурс] // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 2 (66). URL: http:// https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/2011/ (дата обращения: 12.10.2020).
  10. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 16.04.2020).
  11. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под общ. ред. А. Г. Шмелева. М. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.
  12. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учеб. пособие. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2016. 176 с.
  13. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.

Информация об авторах

Кудрина Елена Анатольевна

к. психол. н.

Курская академия государственной и муниципальной службы

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июня 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • оценивание образовательных результатов
  • компетенция
  • компетентностный подход
  • компетентность
  • содержательная валидность
  • прогностическая валидность
  • learning outcomes assessment
  • competence
  • competence-based approach
  • competency
  • meaningful validity
  • prognostic validity

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)