• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Функциональные компоненты прагматической компетенции и их роль в развитии коммуникативных умений студентов высших учебных заведений в процессе обучения английскому языку

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении функциональных компонентов прагматической компетенции, систематическая речевая реализация которых в процессе обучения английскому языку обеспечивает эффективное совершенствование коммуникативных умений у студентов высших учебных заведений. В работе представлена актуальная структура прагматической компетенции, определен ее компонентный состав, идентифицированы функции отдельных компонентов. Научная новизна работы обусловлена интеграцией исследовательских методов когнитивной лингвистики, лингвистической прагматики и социолингвистики для обоснования специфики развития прагматической компетенции в процессе обучения неродному языку в вузе. В результате установлено, что уровень развития прагматической компетенции коррелирует со степенью преодоления межъязыковой интерференции и элиминирования лингвокультурных лакун при выборе определенных вербальных и невербальных средств достижения коммуникативной цели в процессе коммуникации на английском языке.

Источники

  1. Марковина И. Ю. Метод установления лакун в исследовании этнопсихолингвистической специфики культур // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 58-64.
  2. Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. М.: Восток - Запад, 2007. 288 с.
  3. Тамерьян Т. Ю. Лингвокогнитивные и психолингвистические основы поликультурной коммуникации: монография. Владикавказ: СОГУ, 2009. 150 с.
  4. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / пер. с англ.; под ред., с предисл. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во Московского университета, 1972. 259 с.
  5. Austin J. L. How to Do Things with Words. 2nd ed. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1975. 192 p.
  6. Bachman L. F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: OUP, 1990. 408 р.
  7. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. P. 1-47.
  8. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 260 p.
  9. Crystal D. English as a Global Language. 2nd ed. N. Y.: Cambridge University Press, 2012. 224 p.
  10. Grise P. H. Logic and Conversation // Grise P. H. Studies in the Way of Words. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. P. 22-40.
  11. Hewings M. Advanced Grammar in Use. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 294 p.
  12. Hymes D. H. On Communicative Competence // Sociolinguistics / ed. by. J. B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. Р. 269-293.
  13. Jenkins J. English as a Lingua Franca: Attitude and Identity. Oxford: Oxford University Press, 2007. 284 p.
  14. Leech G. N. Principles of Pragmatics. L.: Longman, 1983. 257 p.

Информация об авторах

Полунина Людмила Николаевна

к. пед. н., доц.

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 октября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • прагматическая компетенция
  • функциональные компоненты
  • коммуникативные умения
  • высшее учебное заведение
  • обучение английскому языку
  • pragmatic competence
  • functional components
  • communication skills
  • higher education institution
  • teaching English

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)