Функциональные компоненты прагматической компетенции и их роль в развитии коммуникативных умений студентов высших учебных заведений в процессе обучения английскому языку
Аннотация
Цель исследования состоит в выявлении функциональных компонентов прагматической компетенции, систематическая речевая реализация которых в процессе обучения английскому языку обеспечивает эффективное совершенствование коммуникативных умений у студентов высших учебных заведений. В работе представлена актуальная структура прагматической компетенции, определен ее компонентный состав, идентифицированы функции отдельных компонентов. Научная новизна работы обусловлена интеграцией исследовательских методов когнитивной лингвистики, лингвистической прагматики и социолингвистики для обоснования специфики развития прагматической компетенции в процессе обучения неродному языку в вузе. В результате установлено, что уровень развития прагматической компетенции коррелирует со степенью преодоления межъязыковой интерференции и элиминирования лингвокультурных лакун при выборе определенных вербальных и невербальных средств достижения коммуникативной цели в процессе коммуникации на английском языке.
Источники
- Марковина И. Ю. Метод установления лакун в исследовании этнопсихолингвистической специфики культур // Вопросы психолингвистики. 2004. № 2. С. 58-64.
- Стернин И. А. Контрастивная лингвистика. М.: Восток - Запад, 2007. 288 с.
- Тамерьян Т. Ю. Лингвокогнитивные и психолингвистические основы поликультурной коммуникации: монография. Владикавказ: СОГУ, 2009. 150 с.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / пер. с англ.; под ред., с предисл. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во Московского университета, 1972. 259 с.
- Austin J. L. How to Do Things with Words. 2nd ed. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1975. 192 p.
- Bachman L. F. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: OUP, 1990. 408 р.
- Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Vol. 1. № 1. P. 1-47.
- Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 260 p.
- Crystal D. English as a Global Language. 2nd ed. N. Y.: Cambridge University Press, 2012. 224 p.
- Grise P. H. Logic and Conversation // Grise P. H. Studies in the Way of Words. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. P. 22-40.
- Hewings M. Advanced Grammar in Use. 3rd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 294 p.
- Hymes D. H. On Communicative Competence // Sociolinguistics / ed. by. J. B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. Р. 269-293.
- Jenkins J. English as a Lingua Franca: Attitude and Identity. Oxford: Oxford University Press, 2007. 284 p.
- Leech G. N. Principles of Pragmatics. L.: Longman, 1983. 257 p.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 27 октября 2020.
- Опубликована: 30 декабря 2020.
Ключевые слова
- прагматическая компетенция
- функциональные компоненты
- коммуникативные умения
- высшее учебное заведение
- обучение английскому языку
- pragmatic competence
- functional components
- communication skills
- higher education institution
- teaching English
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»