• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Развивающая речевая среда как педагогическое условие сохранения родных языков коренных малочисленных народов в образовательном пространстве

Аннотация

Целью исследования является определение теоретико-методологических основ создания в школе развивающей речевой среды на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (на уровне начального общего образования). В статье определено понятие «развивающая речевая среда», дана характеристика возможностям создания развивающей речевой среды с учетом социолингвистической ситуации в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов . Научная новизна работы заключается в обосновании значимости речевой среды, обладающей развивающим потенциалом, в качестве педагогического условия эффективного изучения и сохранения родных языков коренных малочисленных народов. В результате исследования конкретизировано понятие «развивающая речевая среда» относительно родных языков коренных малочисленных народов, составлена классификация уровней функционирования родных языков коренных малочисленных народов в образовательном пространстве и определена модель создания развивающей речевой среды на родных языках в соответствии с составленной классификацией.

Источники

  1. Багге М. Б. Развитие речемыслительной деятельности обучающихся в условиях речевой среды образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. Ч. 3. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25658050_97707650.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
  2. Багге М. Б. Школа как развивающая речевая среда (из опыта работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга) // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2015. № 2 (2). С. 81-85.
  3. Барсукова Е. М., Белолуцкая А. К., Иванова Е. В. и др. Формирование современной образовательной среды / Московский городской педагогический университет. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 110 с.
  4. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255. URL: https://base.garant.ru/181870/ (дата обращения: 29.04.2020).
  5. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года № 132-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/902142304 (дата обращения: 14.05.2020).
  6. Леханова Ф. М., Васильева Н. Н., Унарова В. Я. Родные языки, литература и культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования Российской Федерации: сборник информационно-аналитических материалов. Якутск: Дани-Алмас, 2017. 220 с.
  7. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
  8. Пустогачева О. Н. Современное состояние обучения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования Российской Федерации // История и педагогика образования. 2014. № 2. С. 41-46.
  9. Тубельский А. Скрытое содержание образования и уклад школьной жизни // Народное образование: научно-методическая серия. 2007. № 9 (1372). С. 205-211.
  10. Федоренко Л. П. Опыт и теория обучения русскому языку // Русский язык в школе. 1977. № 6. С. 77-81.
  11. Ясвин В. А. Школа как развивающая среда: монография. М.: Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. 358 с.
  12. http://www.unesco.org/culture/en/endangeredlanguages/atlas (дата обращения: 09.12.2020).
  13. https://www.ethnologue.com/ (дата обращения: 09.12.2020).
  14. Unarova V. Y., Hamraeva E. A. Targeted Metalinguistic Development of Primary School Students: A Case Study of Yakut-Russian Bilingualism // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. Iss. 12. P. 450-458.

Финансирование

<i>Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации</i> <i>№073-00031-20-01 от 13 марта 2020 года.</i>

Информация об авторах

Унарова Вилена Яковлевна

Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 ноября 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • развивающая речевая среда
  • педагогическое условие
  • родной язык
  • коренные малочисленные народы
  • модель развивающей речевой среды
  • developmental speech environment
  • pedagogical condition
  • native language
  • aboriginal peoples
  • model of developmental speech environment

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)