• Научная статья
  • 30 декабря 2020
  • Открытый доступ

Компетентностный подход при организации самостоятельной работы студентов педагогического университета в процессе изучения иностранного языка (на примере индивидуального чтения)

Аннотация

Целью исследования является обоснование необходимости обращения к основным положениям компетентностного подхода при организации самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения иностранному языку. В статье дается определение «компетенции», «компетентности» и «самостоятельной работы», доказывается важность самостоятельной учебной деятельности обучающихся в процессе обучения иностранному языку для формирования необходимых компетенций. Научная новизна заключается в том, что самостоятельная работа студентов при обучении иностранному языку рассматривается с позиции компетентностного подхода и представлена как более высокая форма организации процесса обучения. В результате исследования представлена организация самостоятельной работы обучающихся педагогического университета по иностранному языку с учетом компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения.

Источники

  1. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. 48 с.
  2. Гальперин П. Я. Введение в психологию [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0297/3_0297-1.shtml (дата обращения: 09.12.2020).
  3. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Академия, 2001. 192 с.
  4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2004. 42 с.
  5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  6. Зимняя И. А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста: материалы Всесоюзной научно-практической конференции / под ред. И. В. Усачевой. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 67-69.
  7. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
  8. Ильина Т. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
  9. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / под ред. А. В. Великановой. Самара: Профи, 2001. С. 28-32.
  10. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 173 с.
  11. Лапидус Б. А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе: уч. пособие. М.: Высшая школа, 1986. 144 с.
  12. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Школьные технологии. 2004. № 5. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml (дата обращения: 09.12.2020).
  13. Мильберт Г. Е. Индивидуальное чтение. Быть или не быть? // Проблемы современной филологии и лингводидактики. 2017. Вып. 8. С. 153-154.
  14. Основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 44.03.01 Педагогическое образование - профиль «Педагогическое образование в области иностранного языка» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
  15. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. 277 с.
  16. ФГОС ВО по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]: зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2018 года № 50358. URL: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo3++/44.03.05_Pedagog_obr_2_profilya.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
  17. Фрумин И. Д., Добрякова М. С., Баранников К. А., Реморенко И. М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
  18. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58-64.

Информация об авторах

Мильберт Гения Ефимовна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 июля 2020.
  • Опубликована: 30 декабря 2020.

Ключевые слова

  • компетентностный подход
  • самостоятельная работа
  • процесс изучения иностранного языка
  • студенты педагогического университета
  • компетенции
  • индивидуальное чтение
  • competence-based approach
  • autonomous work
  • foreign language acquisition
  • pedagogical students
  • competences
  • home reading

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)