• Научная статья
  • 10 марта 2021
  • Открытый доступ

Смыслы экранной культуры как педагогического феномена

Аннотация

Цель исследования - теоретически (в т.ч. и с позиций смежных педагогике наук) и эмпирически (через представления студентов - будущих педагогов) выявить интерпретационные характеристики экранной культуры как личностного феномена, порожденного информационным обществом. В статье с помощью компаративного анализа различных научных подходов к экранной культуре формируются её смысловые концепты, которые затем подвергаются опытной проверке. Научная новизна исследования заключается в установлении сущностных статусов-смыслов экранной культуры в плоскости педагогики с учетом междисциплинарных позиций её понимания и фиксировании подтверждающих эмпирических фактов. В результате на основе культурологического, коммуникативного, компетентностного подходов выявлены базовые смыслы исследуемого феномена в педагогической науке: становление индивидуального образа мира у обучающихся; способ передачи и усвоения содержания образования; сформированность коммуникативно-информационных компетенций через применение экранов; интегративное качество личности в структуре её базовой культуры.

Источники

  1. Базовая культура личности: теоретические и исторические проблемы: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. 150 с.
  2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. 560 с.
  3. Брыкалова О. Г. Базовая культура личности в педагогическом осмыслении // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 99-106.
  4. Брыкалова О. Г. К вопросу развития культуры личности в педагогическом аспекте // KANT. 2014. № 2 (11). С. 118-119.
  5. Гук А. А. Медийная культура как техногенный феномен [Электронный ресурс]. URL: http://mic.org.ru/vyp/2016/mediynaya-kultura-kak-tekhnogennyy-fenomen/ (дата обращения: 02.01.2021).
  6. Ивлев А. А. Формирование экранной культуры студентов университета: автореф. дисс. … к. пед. н. / Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2010. 22 с.
  7. Ивлев А. А. Экранная культура как социализирующий феномен современного образования [Электронный ресурс]. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/1406 (дата обращения: 10.01.2021).
  8. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Изд-е 2-e, перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2006. 448 с.
  9. Колоскова Н. И. Экранная культура в контексте информатизации общества: автореф. дисс. … к. филос. н. / Ростовский государственный университет. Ростов-на-Дону, 2002. 25 с.
  10. Концепт [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Концепт (дата обращения: 10.01.2020).
  11. Лигостаева Н. Д. Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 2. С. 22-26.
  12. Лукаш А. В. Культурологический аспект влияния экранной культуры на развитие труда // Инновационная экономика и общество. 2016. № 3 (13). С. 117-124.
  13. Огурчиков П. К. Экранная культура как новая мифология // Аналитика культурологии. 2009. № 2 (14). С. 135-138.
  14. Разлогов К. Э. Новые аудиовизуальные технологии. М.: Едиториал УРСС, 2004. 488 с.
  15. Романова Г. В. Применение экранных технологий при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 41-45.
  16. Саввантиди А. И. Развитие экранной культуры курсантов младших курсов военного института в процессе самостоятельной работы: автореф. дисс. … к. пед. н. / Омский государственный педагогический университет. Омск, 2010. 24 с.
  17. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования: монография. Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2004. 100 с.
  18. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. 90 с.
  19. Хилько Н. Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологии, 2003. 104 с.
  20. Шевченко В. Э. Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента // Информационная безопасность регионов. 2013. № 2 (13). С. 45-52.
  21. Шигапова И. И. Экранная культура: традиции и современные проблемы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3. С. 55-57.
  22. Шиянов Е. Н., Бобрышев С. В. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности // Психология и педагогика развития личности: колл. монография. М.: Илекса, 2002. С. 46-75.
  23. Шулер И. В. Развивающие возможности современной экранной культуры в процессе обучения студентов вуза // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2014. С. 258-259.
  24. Ядвиршис А. Е. Формирование социальной компетентности социальных работников в условиях экранной культуры // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С. 134-139.

Информация об авторах

Коршунова Ольга Витальевна

д. пед. н., доц.

Вятский государственный университет, г. Киров

Корсенюк Александр Игоревич

Вятский государственный университет, г. Киров

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 ноября 2020.
  • Опубликована: 10 марта 2021.

Ключевые слова

  • «экранная культура»
  • педагогический феномен
  • интерпретационные характеристики
  • сущностные статусы-смыслы
  • культурологический подход
  • коммуникативный подход
  • компетентностный подход
  • “screen culture”
  • pedagogical phenomenon
  • interpretative characteristics
  • essential statuses-meanings
  • culturological approach
  • communicative approach
  • competency-based approach

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)