Алгоритм денотативного анализа художественного текста при обучении русскому языку иностранных студентов нефилологического профиля
Аннотация
Цель исследования - разработка алгоритма денотативного анализа художественного текста при обучении русскому языку как иностранному в неязыковом вузе. В рамках денотативного анализа в статье предполагается компрессия текста с целью более наглядного представления о его содержании и концептуализации авторских интенций, что особенно актуально при обучении чтению как виду речевой деятельности в иностранной аудитории, которая не всегда адекватно понимает идейно-смысловое содержание предлагаемых учебных текстов. Алгоритм денотативного анализа художественного текста при обучении чтению в иностранной аудитории по-прежнему не описан и последовательно не изложен, что определяет научную новизну настоящего исследования. В результате исследования на материале конкретного учебного текста был построен алгоритм денотативного анализа, который способствует более глубокому пониманию текстов при обучении русскому языку как иностранному, что определяет методическую ценность исследования.
Источники
- Антонова В. Е., Нахабина М. М., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). М. - СПб.: ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова; Златоуст, 2009. 256 с.
- Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 346 с.
- Болотнова Н. С. Основы теории текста. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999. 98 с.
- Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
- Дейк Т. А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. С. 153-211.
- Джонсон-Лэйрд Ф. Процедурная семантика и психология значения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. С. 234-257.
- Дмитриева Д. Д. Учебный текст как средство обучения всем видам речевой деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 7-9.
- Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. 215 с.
- Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика вида и времени в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
- Петров С. В. Денотативный подход к художественному тексту в обучении русскому языку как иностранному // Modern Humanities Success. 2020. № 3. С. 176-179.
- Ревякина Т. Л., Щур В. В., Федотова Н. В. Чтение как аспект обучения на занятиях по РКИ // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2013. № 11 (11). С. 53-59.
- Степаненко В. А. Новые тенденции в методике преподавания РКИ // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сб. ст. М., 2017. С. 158-163.
- Успенский Б. А. Ego Loquens. Язык и коммуникационное пространство. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2007. 320 с.
- Федосов В. А. О коммуникативной методике преподавания РКИ // Русский язык за рубежом. 2011. № 1 (224). С. 25-29.
- Шабес В. Я. Событие и текст. М.: Высш. шк., 1989. 175 с.
- Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
- Щукин А. Н. Методы обучения в истории преподавания русского языка как иностранного (теория и практика) // Обучение иностранным языкам. 2013. Т. 40. № 1. С. 107-118.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 29 января 2021.
- Опубликована: 30 апреля 2021.
Ключевые слова
- алгоритм денотативного анализа
- художественный текст
- обучение русскому языку как иностранному
- неязыковой вуз
- компрессия текста
- концептуализация авторских интенций
- denotative analysis algorithm
- literary text
- teaching Russian as a foreign language
- non-linguistic higher school
- text compression
- conceptualization of author’s intentions
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»