• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Потенциал волонтерской деятельности в профилактике социального эскапизма студенческой молодежи

Аннотация

Цель исследования - актуализировать потенциал волонтерской деятельности в профилактике социального эскапизма студенческой молодежи. В статье проанализированы педагогические функции волонтерской деятельности, а также представлены результаты экспериментального исследования социального эскапизма студенческой молодежи. Научная новизна исследования заключается в анализе научных подходов к определению эскапизма и выявлении педагогического потенциала различных видов добровольческой деятельности. В результате представлена модель организации волонтерской деятельности студентов с целью профилактики социального эскапизма, которая может быть использована в учебной и внеучебной деятельности в вузе преподавателями, педагогами-организаторами, кураторами учебных групп и координаторами молодежной политики.

Источники

  1. Беловол Е. В., Кардапольцева А. А. Эскапизм «хороший» и эскапизм «плохой»: эмпирическая верификация модели // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4 (45). С. 38-48.
  2. Бережная И. Ф., Костюченко М. О. Волонтерская деятельность студенческой молодежи: ее роль и значение в процессе личностно-профессионального становления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2018. № 1. С. 10-13.
  3. Грецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. М.: Питер, 2012. 201 с.
  4. Гурьева А. А., Гасумова С. Е. Социальное волонтерство в современной социальной работе // Актуальные проблемы современного социального знания: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск: СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2020. С. 12-15.
  5. Кибальник А. В. Модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций через волонтерскую деятельность // Сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в образовании и социальной сфере: сб. науч. тр. / отв. ред. И. В. Федосова; ФГБОУ ВО «ИГУ». Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. С. 4-18.
  6. Кибальник А. В., Федосова И. В. Социальный эскапизм в молодежной среде // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2 (139). С. 222-230.
  7. Кустова М. В. Литературный эскапизм как основа чтения современного человека // Книга и мировая цивилизация: материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения: в 4-х т. М.: Наука, 2004. Т. 1. С. 67-70.
  8. Кутузова Д. А. Эскапизм как форма самоопределения в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс]: материалы Междунар. молодеж. науч. форума. М.: МГУ, 2001. URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2001/kutuzova.zip (дата обращения: 05.03.2021).
  9. Литинская Д. Г. Феномен экзистенциального эскапизма в современной культурной ситуации // Вопросы культурологии. 2012. № 4. С. 45-49.
  10. Лобов Е. Б., Зотов П. Б. Несуицидальные самоповреждения подростков: общее и особенное. Часть 1 // Суицидология. 2020. Т. 11. № 3 (40). С. 44-71.
  11. Мазниченко М. А., Папазян Г. С., Попов Д. И., Черемшанов С. В. Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтерства // Вестник РМАТ. 2019. № 2. С. 25-34.
  12. Неверова Л. В. Исследование потенциала добровольчества: педагогический контекст // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 124-127.
  13. Сикорская Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного воспитания молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3. Ч. 3. С. 98-103.
  14. Толкин Дж. Р. Р. О волшебных сказках // Толкин Дж. Р. Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки / пер. с англ. С. Кошелева; ред. И. Тогоева. М.: РИФ, 1991. С. 280-290.
  15. Труфанова Е. О. Эскапизм: бегство в поисках смысла // Психология и психотехника. 2014. № 6 (69). C. 597-608.
  16. Ушева Т. Ф. Рефлексивная технология обучения как современный ресурс подготовки будущего педагога в университете // Дистанционное обучение: актуальные вопросы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 16 июля 2020 г.) / ред. Ж. В. Мурзина и др. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 129-132.
  17. Breitsohl H., Ehrig N. Commitment through Employee Volunteering: Accounting for the Motives of Inter-Organisational Volunteers // Applied Psychology. 2017. Vol. 66. Iss. 2. P. 260-289.
  18. Caligiuri P., Mencin A., Jiang K. Win-Win-Win: The Influence of Company-Sponsored Volunteerism Programs on Employees, NGOs, and Business Units // Personnel Psychology. 2013. Vol. 66. Iss. 4. P. 825-860.
  19. Usheva T. F., Fedosova I. V., Berinskaya I. V., Kibalnik A. V., Gordina O. V. Healthy lifestyle of modern university students: New methods of diagnosis and development // Man in India. 2017. Vol. 97. Iss. 15. P. 539-558.

Информация об авторах

Кибальник Алена Вячеславовна

к. пед. н.

Иркутский государственный университет

Федосова Ирина Валерьяновна

к. пед. н., доц.

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 марта 2021.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • волонтерская деятельность
  • педагогические функции
  • профилактика социального эскапизма
  • студенческая молодежь
  • модель организации волонтерской деятельности
  • volunteering activity
  • pedagogical functions
  • prevention of social escapism
  • student youth
  • model of organising volunteering activity

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)