Социокультурная обусловленность воспитания в системе дополнительного образования детей
Аннотация
Цель исследования - актуализация социокультурного подхода к ценностным основаниям построения процесса воспитания детей в системе дополнительного образования с учетом потребности современного российского общества в формировании мыслящих, всесторонне образованных и воспитанных молодых людей. В статье показано наличие ряда противоречий и проблем, препятствующих успешной реализации задач дополнительного образования в современном российском обществе. В качестве научной новизны предложено комплексное применение позиций социокультурной и субъектно-деятельностной методологии для анализа процесса воспитания в системе дополнительного образования детей, что позволило исследовать процесс формирования ценностных составляющих мировоззрения ребенка и выявить роль социальных субъектов, осуществляющих воспитательные функции в процессе дополнительного образования. В результате анализа данных опроса родителей подростков, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, сделаны выводы об их высокой оценке роли учреждений дополнительного образования в воспитании детей и об обусловленности данного фактора профессионализмом педагогов данных учреждений.
Источники
- Байбородова Л. В. Интеграция как средство обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 36-46.
- Барсукова Т. И. Теоретико-методологические основы социокультурного анализа воспитания // Известия Таганрогского радиотехнического университета. 2006. № 1. С. 57-62.
- Барсукова Т. И. Трехуровневая модель понимания воспитания в социологии // Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону: материалы IX науч.-техн. конф. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005. Т. 2. Общественные науки. С. 34-35.
- Батенева Е. В. Рефлексия как компонент профессионально-педагогической культуры педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1. С. 111-115.
- Данчук И. И. Актуальность современного дополнительного образования в развитии творчества детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1: в 2-х ч. Ч. 2. С. 106-111.
- Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Успех каждого ребенка» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Островская Г. И. Развитие интереса подростков к отечественной истории на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами музыкального искусства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 1. С. 90-95.
- Петовраджи М. В. Социокультурный потенциал учреждений дополнительного образования в контексте управления ценностными ориентациями подростков // Современные проблемы общества в исследованиях молодых ученых: сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. С. 128-134.
- Помазкова Н. М., Абдульманова Л. В. Актуальные проблемы образования дошкольников и школьников в сельской местности // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 3 (8). С. 154-157.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Шиянов Е. Н. Воспитание как механизм управления процессом социализации // Здоровый город - здоровые дети: материалы региональной научн.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. С. 24-26.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 11 марта 2021.
- Опубликована: 30 апреля 2021.
Ключевые слова
- социокультурная обусловленность
- воспитание
- ценностные основания воспитания
- дополнительное образование
- дети
- sociocultural conditionality
- upbringing
- value foundations of upbringing
- additional education
- children
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»