Музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования в контексте современной педагогики музыкального образования
Аннотация
Цель исследования - обоснование необходимости изучения музыкально-педагогических технологий воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования как необходимой составляющей современной педагогики музыкального образования. В статье представлены передовые концепции музыки как интонационно-смыслового искусства XX-XXI вв. в контексте современной педагогики музыкального образования; анализируются музыкально-педагогические технологии воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования. Научная новизна исследования заключается в систематизации научно-теоретических и методико-методологических знаний в области культуры фортепианного исполнения-интонирования. На основе анализа передовых концепций XX-XXI веков в области теории интонации и культуры инструментального интонирования сделан вывод о необходимости разработки модели педагогической программы для обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Музыка»; выбора музыкально-педагогического репертуара для будущих учителей музыки по дисциплине «Музыкально-инструментальная подготовка», а также уточнения формулировок, разработки и внедрения технологий воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования как необходимых составляющих музыкально-образовательного процесса. В результате разработана и апробирована модель педагогической программы воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования.
Источники
- Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. 336 с.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. СПб.: Музыка, 1971. 376 с.
- Берлянчик М. М. Вопросы развития культуры интонирования в обучении скрипача. М.: РГСАИ, 2014. 168 с.
- Корыхалова Н. П. Увидеть в нотном тексте…: о некоторых проблемах, с которыми сталкиваются пианисты (и не только они). СПб.: Композитор, 2008. 256 с.
- Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-XXI, 2007. 148 с.
- Мазель Л. А. О мелодии. М.: Государственное музыкальное издательство, 1952. 300 с.
- Малинковская А. В. Фортепианное интонирование как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1995. 48 с.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999. 232 с.
- Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: учебное пособие. М.: Музыка, 1980. 112 с.
- Прасолов Е. Н. Художественно-творческое развитие музыканта-исполнителя: проблема преемственности. Тольятти: Композитор, 2009. 236 с.
- Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.: Классика-XXI, 2004. 192 с.
- Торопова А. В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология. М.: МПГУ, 2018. 338 с.
- Торопова А. В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. … д. псих. н. М., 2014. 337 с.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. 320 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 13 марта 2021.
- Опубликована: 30 апреля 2021.
Ключевые слова
- музыкально-педагогические технологии
- культура фортепианного исполнения-интонирования
- педагогика музыкального образования
- модель педагогической программы
- музыкально-педагогический репертуар
- musical-pedagogical technologies
- culture of piano performing-intoning
- musical pedagogy
- sample educational program
- musical-pedagogical repertoire
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»