Разработка программ учебного назначения в инклюзивном образовании
Аннотация
Целью данной работы является теоретико-правовой анализ уровня социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и разработка авторского программного обеспечения, позволяющего указанной категории населения компенсировать зрительную недостаточность при взаимодействии с информационной образовательной средой. В статье рассматриваются проблемы доступа к информации, возникающие у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в эпоху информационной революции. На основе анализа имеющегося опыта авторами данной статьи обозначены основные трудности, с которыми сталкиваются студенты с ограниченными возможностями по зрению при работе с электронной версией учебника по английскому языку. Научная новизна исследования состоит в обосновании возможности использования компьютерных технологий в сфере инклюзивного образования для обучения английскому языку. Результатом работы явилась разработка программного приложения, не имеющего аналогов как в России, так и за рубежом, позволяющего незрячим студентам нивелировать трудности, связанные с использованием электронной версии учебника по грамматике английского языка.
Источники
- Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (дата обращения: 20.12.2020).
- Иванов А. В. Инклюзивное образование инвалидов как форма социального служения педагога // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2017. № 1. С. 89-93.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
- Конвенция о правах инвалидов и факультативный протокол [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/disabilities/documents/convention/convoptprot-r.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
- О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297. URL: http://government.ru/rugovclassifier/820/events/ (дата обращения: 28.05.2021).
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г.) // Российская газета. 1995. № 234.
- Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения 20.12.2020).
- Castells M. The rise of the network society. Cambridge: Blackwell Publishers, 1996. 556 p.
- Goggin G., Newell C. J. Digital Disability: The Social Construction of Disability in New Media. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2003. 183 p.
- Pike G. Disability access and the Internet // Information Today. 2003. № 20 (2). P. 19-20.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 апреля 2021.
- Опубликована: 30 июня 2021.
Ключевые слова
- инклюзивное образование
- авторское программное обеспечение
- информационно-образовательная среда
- обучение английскому языку
- студенты с ограниченными возможностями по зрению
- электронная версия учебника
- inclusive education
- author’s software
- informational educational environment
- teaching English
- visually impaired students
- electronic textbook
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»