• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Разработка программ учебного назначения в инклюзивном образовании

Аннотация

Целью данной работы является теоретико-правовой анализ уровня социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и разработка авторского программного обеспечения, позволяющего указанной категории населения компенсировать зрительную недостаточность при взаимодействии с информационной образовательной средой. В статье рассматриваются проблемы доступа к информации, возникающие у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в эпоху информационной революции. На основе анализа имеющегося опыта авторами данной статьи обозначены основные трудности, с которыми сталкиваются студенты с ограниченными возможностями по зрению при работе с электронной версией учебника по английскому языку. Научная новизна исследования состоит в обосновании возможности использования компьютерных технологий в сфере инклюзивного образования для обучения английскому языку. Результатом работы явилась разработка программного приложения, не имеющего аналогов как в России, так и за рубежом, позволяющего незрячим студентам нивелировать трудности, связанные с использованием электронной версии учебника по грамматике английского языка.

Источники

  1. Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (дата обращения: 20.12.2020).
  2. Иванов А. В. Инклюзивное образование инвалидов как форма социального служения педагога // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2017. № 1. С. 89-93.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  4. Конвенция о правах инвалидов и факультативный протокол [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/disabilities/documents/convention/convoptprot-r.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
  5. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297. URL: http://government.ru/rugovclassifier/820/events/ (дата обращения: 28.05.2021).
  6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г.) // Российская газета. 1995. № 234.
  7. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения 20.12.2020).
  8. Castells M. The rise of the network society. Cambridge: Blackwell Publishers, 1996. 556 p.
  9. Goggin G., Newell C. J. Digital Disability: The Social Construction of Disability in New Media. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2003. 183 p.
  10. Pike G. Disability access and the Internet // Information Today. 2003. № 20 (2). P. 19-20.

Информация об авторах

Иванов Андрей Валерьевич

к. пед. н.

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Оленчиков Алексей Дмитриевич

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 апреля 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • инклюзивное образование
  • авторское программное обеспечение
  • информационно-образовательная среда
  • обучение английскому языку
  • студенты с ограниченными возможностями по зрению
  • электронная версия учебника
  • inclusive education
  • author’s software
  • informational educational environment
  • teaching English
  • visually impaired students
  • electronic textbook

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)