• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Неформальное образование представителей старшего поколения как фактор их активного долголетия

Аннотация

Цель исследования - определить психолого-педагогические условия организации неформального образования для представителей старшего поколения, способствующего их активному долголетию. Авторы представили основные подходы к определению понятий «неформальное образование», «третий возраст», «активное долголетие», «андрагогическое взаимодействие», «третичная социализация», «Высшая народная школа». В статье обоснована актуальность организации неформального образования для содействия активному долголетию пожилых людей, выявлена специфика процесса обучения в третьем возрасте, доказана эффективность андрагогического взаимодействия для третичной социализации пожилых людей как основы их активного долголетия. Определены психолого-педагогические условия организации неформального образования для представителей старшего поколения. Научная новизна заключается в разработке организационно-методической системы образования людей пожилого возраста в контексте тенденций развития современного образования и конструирования на этой основе новой образовательной реальности как реализуемого авторского проекта. В результате проведенного исследования подтверждена значимость неформального образования пожилых людей для их долголетия, выявлены психолого-педагогические условия организации данной деятельности. На основе количественных и качественных методов диагностики авторы обосновали эффективность неформального образования для третичной социализации пожилых людей как основы их активного долголетия.

Источники

  1. Водопьянова Н. Е. Оценка удовлетворенности качеством жизни // Практикум по психологии здоровья: учеб.-метод. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. С. 148-156.
  2. Гордина О. В., Гордин А. И. Высшая народная школа как пространство самоактуализации человека третьего возраста // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 5. С. 582-587.
  3. Гордина О. В., Гордин А. И. Концептуальная модель современной Высшей народной школы для людей третьего возраста [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-20497 (дата обращения: 19.04.2021).
  4. Доброхлеб В. Г. Старение населения как фактор модели демографического перехода на примере современной России // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 67-73.
  5. Кононыгина Т. М. Герагогика: пособие для тех, кто занимается образованием пожилых людей. Орел: Красная строка, 2006. 166 с.
  6. Концепция политики активного долголетия: науч.-методол. доклад к XXI апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (г. Москва, 2020 г.) / под ред. Л. Н. Овчаровой, М. А. Морозовой, О. В. Синявской; Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики». М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2020. 40 с.
  7. Ласлетт П. Что такое Старость? Вариации во времени и между культурами / под ред. Г. Казелли и А. Лопес. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1996. 128 с.
  8. Литвинова Н. П. Тенденции и перспективы развития Высших народных школ // Человек и образование. 2010. № 4. С. 15-19.
  9. Мезиров Дж. Трансформационные измерения обучения взрослых. Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1991.
  10. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. 400 с.

Информация об авторах

Гордина Ольга Васильевна

к. пед. н., доц.

Иркутский государственный университет

Гордин Александр Иннокентьевич

к. пед. н., доц.

Иркутский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • неформальное образование
  • представители старшего поколения
  • активное долголетие
  • психолого-педагогические условия
  • организационно-методическая система образования
  • non-formal education
  • older generation representatives
  • active ageing
  • psychological and pedagogical conditions
  • organisational and methodological system of education

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)