• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Диагностика остаточных знаний студентов медицинского вуза по естественнонаучным дисциплинам на основе системного подхода

Аннотация

Цель исследования состоит в диагностике остаточных знаний по естественнонаучным дисциплинам студентов медицинского вуза посредством применения системного подхода, основанной на определении системных особенностей остаточных знаний при конструировании банка тестовых заданий. В статье приведены опытно-экспериментальные данные исследования динамики удержания объема изученного материала от времени с учетом вида знания. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены особенности диагностики остаточных знаний студентов с применением системного подхода для дисциплин естественнонаучного цикла. В результате проведенного исследования показано отличие контроля текущих знаний от остаточных с учетом психофизиологических параметров сохранности знаний.

Источники

  1. Анисимова Н. П., Беляева О. А. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 57-70.
  2. Барсукова Н. И., Лесных Е. А., Обухова Л. Е. Психологические особенности обучения естественно-научным дисциплинам студентов с гуманитарным стилем мышления // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 2. С. 2847-2855.
  3. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики: дисс. … д. пед. н. Томск, 1999. 297 с.
  4. Бодровская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 624 с.
  5. Васильев В. И., Киринюк А. А., Тягунова Т. Н. Требования к программно-дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования. М.: Московский государственный университет печати, 2005. 29 с.
  6. Вудвортс Р. Экспериментальная психология / под ред. Г. К. Гуртового, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. 798 с.
  7. Гельфанд И. М., Гурфинкель В. С., Цетлин М. Л. О тактиках управления сложными системами в связи с физиологией // Биологические аспекты кибернетики: сборник работ / АН СССР; Отд-ние биологич. наук; Науч. совет по комплексной проблеме «Кибернетика»; гл. ред. А. М. Кузин. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 66-73.
  8. Кислякова Ю. Г. Квалиметрическая технология диагностики «остаточных знаний» студентов: дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2002. 158 с.
  9. Кочукова М. В., Свиридов В. В. Структурирование предметной области на основе системного подхода // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (274). С. 92-97.
  10. Ларина Т. В. Технология резидуального контроля в образовательном процессе военного вуза (на примере изучения иностранного языка): автореф. дисс. … к. пед. н. Воронеж, 2006. 26 с.
  11. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. 48 с.
  12. Мансурова С. Е. Проблемы формирования личностных и метапредметных результатов обучения на занятиях по дисциплинам естественнонаучного цикла // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. С. 36-44.
  13. Москвин В. А., Москвина Н. В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. № 4. С. 34-39.
  14. Новосельцев В. И. Системный анализ: современные концепции. Воронеж: Кварта, 2003. 360 с.
  15. Норман Д. Память и научение / пер. с англ. Н. Ю. Алексеенко; под ред. П. В. Симонова. М.: Мир, 1985. 159 с.
  16. Плотницкий Ю. М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 1998. 280 с.
  17. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / под науч. ред. И. В. Богомолова, Г. В. Бурменской. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.
  18. Старикова Е. М. Адаптивная направленность методики обучения основам физики студентов медицинского вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2009. 23 с.
  19. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. 251 с.
  20. Черепанов В. С. О парадоксах наследия и векторах развития образования // Педагогика. 2001. № 2. С. 105-108.
  21. Чупрова О. Ф., Шумовская А. Г. Диагностика метапредметных умений студентов 1 курса: результаты, оценки, выводы // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 4. С. 198-201.
  22. Ebbinghaus H. Memory: A contribution to experimental psychology [Электронный ресурс]. URL: http://psychclassics.yorku.ca/Ebbinghaus/ (дата обращения: 19.10.2014).
  23. Fry H., Ketteridge S., Marshall S. A Handbook for Teaching and Learning in Higher Education: Enhancing Academic Practice. 3rd ed. N. Y.: Routledge, 2008. 544 p.
  24. Rubin D. C., Wenzel A. E. One hundred years of forgetting: A quantitative description of retention // Psychological Review. 1996. Vol. 103. P. 734-760.
  25. White G. K. Forgetting functions // Animal Learning and Behavior. 2001. Vol. 29. Iss. 3. P. 193-207.

Информация об авторах

Чудинский Руслан Михайлович

д. пед. н., доц.

Воронежский государственный педагогический университет

Свиридов Владимир Владимирович

д. физ.-мат. н., проф.

Воронежский государственный педагогический университет

Кочукова Марина Викторовна

Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • диагностика
  • остаточные знания
  • естественнонаучные дисциплины
  • системный подход
  • студенты медицинского вуза
  • банк тестовых заданий
  • diagnostics
  • residual knowledge
  • natural science disciplines
  • systemic approach
  • medical students
  • test bank

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)