• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Организация инклюзивного обучения в высшем профессиональном образовании для студентов с особыми образовательными потребностями в скандинавских странах и РФ: сопоставительный анализ

Аннотация

Цель исследования - определить сходства и различия в организации инклюзивного обучения в высшем профессиональном образовании для студентов с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) в скандинавских странах и РФ. В статье анализируется термин «компетенция» в западной педагогике, выявляются профессиональные и жизненно-необходимые (личностные и социальные) компетенции, представлен опыт группового метода обучения в Дании, Норвегии и Швеции, который является основой формирования социальной и межличностной компетенций у студентов с ООП; изучены современные тенденции в организации инклюзивного образования в скандинавских странах и РФ. Научная новизна исследования заключается в выявлении общих тенденций получения высшего профессионального образования для европейских стран и особенностей, характерных для подготовки студентов с ООП в Дании, Норвегии и Швеции. В результате выделен групповой метод обучения лиц с ООП, в котором происходит освоение следующих компетенций: социальная, межличностная, межкультурная; показаны гибкие траектории высшего профессионального образования студентов с ООП в скандинавских странах.

Источники

  1. Всемирный форум по вопросам образования 2015 г. Инчхонская декларация. Образование 2030 [Электронный ресурс]. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/en/167341467987876458/pdf/101711-WP-Box393265B-PUBLIC-incheon-declarationADD-ALL-LANGUAGES.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  2. Гаганова Е. В. Компетентностный подход как средство достижения нового качества высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС // Инновации в государственном и муниципальном управлении. Инновации и вузы. 2015. № 6. С. 259-262.
  3. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: учебник для бакалавриата и магистратуры. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 440 с.
  4. Кравченко Н. В. Особенности профессионального образования молодежи с особыми образовательными потребностями в скандинавских странах: дисс. … к. пед. н. М., 2014. 258 с.
  5. Кравченко Н. В. Средства обучения в профессиональном образовании молодежи с ограниченными возможностями здоровья в скандинавских странах [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/108-8915 (дата обращения: 23.04.2021).
  6. Лифинцев Д. В. Исторические аспекты дискуссии о предмете и содержании понятия «Социальная педагогика» в Западной Европе // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов. 2001. Вып. 11. С. 43-47.
  7. Ломакина И. С. Ключевые компетенции в Лиссабонской программе Евросоюза // Интеграция образования. 2007. № 2. С. 26-31.
  8. Методические рекомендации по индивидуализации инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в образовательных организациях высшего образования. ФГБОУ ВО «ЧелГу» [Электронный ресурс]. URL: https://www.csu.ru/centers/Documents/meth_recom_individ.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
  9. Назарова Н. М., Моргачева Е. Н., Фуряева Т. В. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Изд-е 2-е. М.: Академия, 2012. 336 с.
  10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон РФ (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 05.03.2021).
  11. Орешкина О. А., Двуличанская Н. Н. Формирование специальных компетенций у студентов с нарушением слуха в условиях технического вуза // Высшее образование в России. 2019. № 10. С. 140-151.
  12. Серякова С. Б. Компетентностный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. 2011. № 3 (11). С. 121-125.
  13. Специальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / под ред. Н. М. Назаровой. М.: ACADEMA, 2008. 507 c.
  14. Akkermans J., Brenninkmeijer V., Huibers M., Blonk R. Competencies for Contemporary Career: Development and Preliminary Validation of the Career Competencies Questionnaire // Journal of Career Development. 2013. Vol. 40. Issue 3. P. 246-267.
  15. Brandt S. S. Høyere utdanning - tilgjengelig for alle? Studenter med funksjonsnedsettelse og funksjonshemning i høyere utdanning - Kvalitetsreformens betydning og lærestedenes strategier for inkludering. Oslo: Norsk institutt for studier av forskning og utdanning. Senter for innovasjonsforskning, 2005. 107 s.
  16. Ciarniene R., Kumpikaite V., Vienazindiene M. Development of students’ competencies: Comparable analysis // Economics and Management. 2010. № 15. P. 436-443.
  17. Hodges B. D. The shifting discourses of competence // The question of competence / ed. by B. D. Hodges, L. Lingard. Ithaca: Cornell University Press, 2012. P. 14-41.
  18. http://www.ibos.dk/english.html (дата обращения: 16.04.2021).
  19. http://www.yrkeshogskolan.se/ (дата обращения: 08.06.2021).
  20. Pathways for Disabled Students to Tertiary Education and Employment: Country Report for Denmark [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/education/country-studies/47472268.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
  21. Redding S. Competencies and personalized learning // Handbook on personalized learning for states, districts, and schools / ed. by M. Murphy, S. Redding and J. Twyman. Philadelphia: Temple University, Center on Innovations in Learning, 2016. P. 3-18.
  22. Rioux M., Carbet A. Human rights and disability: The international context // Developmental Disabilities. 2003. Vol. 10. № 2. P. 1-14.
  23. Tahirsylaj A., Sundberg D. The unfinished business of defining competencies for 21st century curricula: A systematic research review // Curriculum Perspectives. 2020. Vol. 2. № 40. P. 1-16.
  24. The European Higher Education Area in 2018: Bologna Process Implementation Report [Электронный ресурс]. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/sites/default/files/bologna_internet_0.pdf (дата обращения: 08.06.2021).
  25. VET in Europe: Country Report 2010 Norway [Электронный ресурс]. URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/2010_cr_no.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
  26. Vocational Education and Training: Policy and Practice in the Field of Special Needs Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/vocational-education-and-training-policy-and-practice-in-the-field-of-special-needs-education-literature-review_VET-LiteratureReview.pdf (дата обращения: 16.04.2021).

Информация об авторах

Гончарова Валерия Владимировна

к. пед. н.

Российский экономический университет им. В. Г. Плеханова, г. Москва

Кузнецова Наталья Владимировна

к. пед. н.

Московский государственный областной университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 июля 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • компетентностный подход
  • компетенция
  • высшее профессиональное образование
  • студенты с особыми образовательными потребностями
  • групповой метод обучения
  • competence-based approach
  • competence
  • higher professional education
  • special needs students
  • group-based training

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)