• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Гуманитарное образование в российской высшей школе в условиях цифровой революции: факторы успеха и пути оптимизации

Аннотация

Цель исследования - поиск путей оптимизации гуманитарного образования в современной высшей школе в условиях цифрового общества. В статье изучается опыт ведущих российских вузов гуманитарного профиля с точки зрения возможности его использования другими образовательными учреждениями для повышения качества своей работы. Научная новизна состоит в выявлении базовых параметров образовательного процесса, совершенствование которых способно содействовать оптимизации современной высшей гуманитарной школы в целом. Результатом исследования являются рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса при преподавании гуманитарных дисциплин в вузе университетского типа, которые могут быть полезны при разработке стратегии инновационной перестройки системы гуманитарного образования в современной российской высшей школе.

Источники

  1. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. С. 7-10.
  2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 324 с.
  3. Беркун С. Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновациях. СПб.: Питер, 2011. 208 с.
  4. Воробьева Т. П. Ценностно-смысловые ориентиры содержания обучения и стратегия развития отечественной системы образования // Молодой ученый. 2015. № 18 (98). С. 441-444.
  5. Елизова Е. А. Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики // Молодой ученый. 2010. № 4 (15). С. 326-329.
  6. Жужгова Н. В. Мировоззрение как условие формирования метапредметной компетентности // Школьная педагогика. 2016. № 1 (4). С. 24-27.
  7. Ковалева А. И. Система образования как институт социализации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного образования: доклады и материалы Национальной научной конференции. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2017/proceedings/Issues-Contemporary-Education.pdf (дата обращения: 21.07.2021).
  8. Образование в России и в мире: исторический опыт и перспективы развития: монография / кол. авторов под ред. И. Н. Шапкина. М.: РУСАЙНС, 2019. 252 с.
  9. Планкина Т. С. О процессе интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, 20-23 июня 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 109-112.
  10. Симонов В. М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: монография. Волгоград: Перемена, 2000. 295 с.
  11. Спасибенко С. Г., Дубровина Л. К. Творчество в процессе взаимодействия общества и личности // Социально-политический журнал. 1996. № 3. С. 50-67.
  12. Степанчук О. А. Гуманитарные знания в системе современного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, 20-23 октября 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 24-27.
  13. Урсул А. Д. Вектор футуризации: поворот к исследованию будущего // Философия и культура. 2015. № 12. C. 1767-1776.
  14. Хомутцов С. В. Проблема гуманитаризации и гуманизации в современном российском образовании // Философия образования. 2008. № 3 (24). С. 74-81.
  15. Чиркунова Е. К., Шехова Н. В. Компетентностный подход в организации и оценивании подготовки бакалавров // Инновации в системе высшего образования: материалы Междунар. науч.-метод. конф. (г. Самара, 26 октября 2016 г.). Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. С. 175-179.
  16. Skvortsova E. M. Spiritual Bare of Digital Calving of Anthroposphere // Human and Technological Progress towards the Socio-Economic Paradigm of the Future. Berlin - Boston: De Gruyter, 2020. Vol. 1. P. 21-29.

Финансирование

Публикация подготовлена по результатам исследований в рамках проекта «Стратегия гуманитарного образования», выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета при Правительстве РФ.

Информация об авторах

Скворцова Елена Михайловна

к. ист. н., доц.

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Воскресенская Нина Олеговна

к. ист. н., доц.

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 июля 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • гуманитарное образование
  • российская высшая школа
  • цифровая революция
  • оптимизация гуманитарного образования
  • учебно-воспитательный процесс
  • humanities education
  • Russian higher school
  • digital revolution
  • humanities education optimisation
  • teaching and educational process

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)