• Научная статья
  • 15 сентября 2021
  • Открытый доступ

Приемы преодоления интерферирующего влияния родного языка при подготовке старшеклассников к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку в смешанном этноязыковом регионе

Аннотация

Цель исследования - обосновать приемы обучения старшеклассников-билингвов, живущих в смешанном этноязыковом регионе, написанию сочинения-рассуждения. В статье рассмотрены вопросы интерферирующего влияния родного языка, проанализированы специфические ошибки, которые допускают учащиеся, выполняя задания ЕГЭ, обосновывается необходимость использования комплексного анализа текста, сочинения-миниатюры и др. приемов, позволяющих подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по русскому языку в условиях естественного билингвизма. Научная новизна: дополнена теоретическая база, необходимая для обучения русскому языку билингвов (уточнено понятие «интерференция», раскрыто содержание понятия «частнометодические принципы обучения в смешанном этноязыковом регионе», предложены приемы обучения, позволяющие преодолеть интерферирующее влияние родного языка). В результате доказана необходимость обновления методики подготовки написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ в условиях естественного билингвизма Адыгеи.

Источники

  1. Багироков X. З. Билингвизм: теоретические и прикладные аспекты (на материале адыгейского и русского языков): монография. Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. 316 с.
  2. Докшина Н. В. Новый тип урока развития речи в старших классах // Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (63). С. 166-169.
  3. Комплексный этико-культурологический словарь русского языка для школ Адыгеи / под общ. рук. проф. Р. Ю. Намитоковой. Майкоп: Качество, 2001. 240 с.
  4. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989. 608 с.
  5. Нелаева И. А. О воспитании языковой личности в условиях межкультурного взаимодействия // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: коллективная монография. М.: Спутник+, 2016. С. 561-569.
  6. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследования проблем психологии творчества / отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. С. 3-26.
  7. Статистико-аналитический отчет о результатах ЕГЭ по Республике Адыгея за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://aripk.ru/media/userfiles/статотчет_2020_.pdf (дата обращения: 24.08.2021).
  8. Цыбулько И. П. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. М.: ООО «Национальное образование», 2021. 368 с.
  9. Шанский Н. М. Сопоставительное изучение языков и обучение русскому языку нерусских // Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1985. С. 15-23.
  10. Шхапацева М. Х. Лингвистика и лингводидактика (избранные работы). Майкоп: Аякс, 2005. 319 с.

Информация об авторах

Горобец Людмила Николаевна

д. пед. н., доц.

Армавирский государственный педагогический университет

Докшина Наталья Валериановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 11», г. Майкоп

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 мая 2021.
  • Опубликована: 15 сентября 2021.

Ключевые слова

  • билингвизм
  • этноязыковой регион
  • интерференция
  • языковая личность
  • принципы обучения
  • текст
  • bilingualism
  • multi-ethnic region
  • interference
  • linguistic personality
  • methodological principles
  • text

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)