Учебно-исследовательская работа студентов-переводчиков в системе профориентационной деятельности многопрофильного вуза
Аннотация
Цель исследования - представить модель организации учебно-исследовательской работы студентов-переводчиков в системе профориентационной деятельности на примере многопрофильного политехнического университета. В статье учебно-исследовательская работа рассматривается как междисциплинарное и надпредметное (по И. А. Зимней) звено, способствующее формированию исследовательской компетентности обучающихся; описываются структура и содержание учебных модулей, приводятся примеры профессионально ориентированных заданий, выделяется предметное поле исследований будущих переводчиков. Научная новизна заключается в представлении комплекса методологических, структурно-содержательных и онтологических характеристик учебно-исследовательской работы студентов-переводчиков, что создает научно-методическую базу для моделирования соответствующего профессионально ориентированного курса. В результате делается вывод о значимости системной организации учебно-исследовательской работы в вузе для повышения качества подготовки специалистов.
Источники
- Аликина Е. В. Педагогика перевода: монография. Пермь: ПНИПУ, 2017.
- Аликина Е. В. Переводчик как метаязыковая личность // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (34). Ч. 1.
- Гавриленко Н. Н. Преадаптивность в дидактике перевода // Экология. Коммуникация. Перевод: мат-лы Всерос. онлайн-конференции, посвящённой 15-летию кафедры перевода и межкультурной коммуникации и 60-летию факультета иностранных языков Бурятского госуниверситета. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2020.
- Галеева Н. Л. Основы деятельностной теории перевода. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1997.
- Зимняя И. А. Разработка программы организации научно-исследовательской работы (НИР) бакалавров, магистров, аспирантов и комплекса ее научно-учебно-методического обеспечения: обобщающий научный доклад. М.: Институт качества высшего образования НИТУ «МИСиС», 2011.
- Котюрова М. П. Репрезентация эпистемического кода в научном тексте // Коммуникация в поликодовом пространстве: языковые, культурологические и дидактические аспекты: тезисы докладов Междунар. науч.-практич. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.
- Митягина В. А., Наумова А. П. Профессия «переводчик»: карьера выпускников как верификация образовательной программы // Homo Loquens: вопросы лингвистики и транслятологии: сб. статей. Волгоград: ВолГУ, 2020. Вып. 13.
- Мощанская Е. Ю. Дискурсивная компетенция устного переводчика // Профессионально ориентированный перевод: реальность и перспективы: сб. научн. тр. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2018.
- Муштакова А. С., Пантелеева Е. М. Переводческий проект как форма выпускной квалификационной работы // Лексикографическая копилка: сб. научных статей. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019.
- Никуличева Д. Б. Выпускная квалификационная работа как зеркало профессиональной компетенции переводчика: размышление об итогах «круглого стола» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 1 (789).
- Поршнева Е. Р., Алексеева И. С. Критический обзор тем выпускных квалификационных работ по переводу // Вестник Ассоциации преподавателей перевода. 2021. Т. 1. № 1.
- Поршнева Е. Р., Зиновьева И. Ю. Программа подготовки бакалавра лингвистики как основа профессионального переводческого образования // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2011. № 14.
- Серова Т. С. Моделирование содержания и процесса обучения переводчика в профессиональном лингвистическом образовании // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2009. № 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 9 августа 2021.
- Опубликована: 29 октября 2021.
Ключевые слова
- учебно-исследовательская работа
- студенты-переводчики
- профориентационная деятельность
- многопрофильный вуз
- academic and research work
- translation-interpretation students
- career guidance activities
- multidisciplinary university
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»