• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Подготовка специалистов-гуманитариев со знанием восточных языков в региональном вузе: история и современность (на примере Нижегородского государственного университета)

Аннотация

Цель исследования - рассмотрение и анализ истории подготовки специалистов-гуманитариев со знанием восточных языков в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского: от первых попыток их несанкционированного изучения в 1950-е гг. до создания кафедры восточных языков и лингвокультурологии и введения азиатских языков (китайского, турецкого, арабского, корейского) в учебные планы направлений подготовки «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Туризм» в настоящее время. Авторы выделили и охарактеризовали этапы этого процесса. Научная новизна заключается в предложении авторов шире использовать комплексный подход к корректировке образовательных программ высшего профессионального образования по гуманитарным направлениям с учетом процесса глобализации, региональных особенностей (в частности, развития Нижегородской области), накопленного вузами опыта в ориенталистской подготовке выпускников и запросов студенческой аудитории. В результате исследования авторы приходят к выводу, что современная ситуация в мире, ориентирование старинных городов на развитие туристического бизнеса, ценности современного поколения студентов, накопленный опыт ННГУ позволяют расширять и совершенствовать систему подготовки специалистов-востоковедов. Методика опроса способствует оперативному выявлению интересов студентов к новым вариативным и факультативным дисциплинам (например, по восточным языкам) и использованию полученных данных в учебном процессе.

Источники

  1. Андриевич В. К. Исторический очерк Сибири: в 6-ти т. Иркутск, 1886. Т. II.
  2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.
  3. Ершова К. Е. Образовательный курс в рамках «стратегии глобализации»: опыт Японии и России // Концепт. 2020. № 6. URL: http://e-koncept.ru/2020/201041.htm
  4. Зверева Е. А. Особенности медиапотребления «поколения Y» и «поколения Z» // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 8.
  5. Иванов П. Распоряжения Петра Великого об обучении в России японскому языку // Вестник Императорского Русского Географического общества. 1853. Ч. 8. Отд. 8.
  6. Исторический факультет глазами выпускников и сотрудников. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
  7. История отечественного востоковедения до середины XIX века. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
  8. Кабахидзе Е. Л., Мамедов Н. М. Коммуникативные барьеры глобализации // Коммуникология. 2015. № 4.
  9. Колобов О. А. Фундаментальная историческая наука и высшее гуманитарное образование в России: избранные труды. Арзамас - Нижний Новгород, 2000.
  10. Молев Е. А. Исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского в прошлом и настоящем. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011.
  11. Мосяков Д. В. Восток в современной глобальной системе // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. Вып. 26.
  12. Пекарский П. Наука и литература России при Петре Великом: в 2-х т. СПб., 1862. Т. 1.
  13. Указ царя Петра I по вопросам караванной торговли и миссионерской деятельности православного духовенства в Сибири и Цинской империи. 1700. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1700-1720/Russ_kit_otn_18_v_I/1-20/5.htm
  14. Устинкин С. В. Опыт Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского в реализации программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама // Минбар. 2009. № 2 (4).
  15. Факультет международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского в 2003-2004 уч. году. Учебные программы, планы, справочные материалы. Нижний Новгород: ННГУ, 2003. Вып. 1.
  16. Факультет международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского в 2006-2007 уч. году. Учебные программы, планы, справочные материалы. Нижний Новгород: ННГУ, 2006. Вып. 2.
  17. Факультет международных отношений ННГУ им. Н. И. Лобачевского в 2008-2009 уч. году. Учебные планы, программы учебных дисциплин, справочные материалы. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. Вып. 3.

Информация об авторах

Григорьева Светлана Валерьевна

к. ист. н., доц.

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

Сивкина Наталья Юрьевна

д. ист. н., проф.

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Научно-образовательный центр «Славяно-греко-латинский кабинет» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • специалист-гуманитарий
  • восточные языки
  • региональный вуз
  • комплексный подход
  • ориенталистская подготовка
  • humanities specialist
  • Oriental languages
  • regional university
  • integrated approach
  • Orientalist training

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)