• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Мониторинг процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров педагогического направления подготовки

Аннотация

Цель исследования - выявить ориентиры развития процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык. В статье рассматриваются ключевые направления подготовки учителя иностранного языка, выделяемые современными исследователями в области методики обучения иностранным языкам; описывается мониторинг процесса подготовки учителя иностранного языка через анкетирование бакалавров направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык; обобщаются и анализируются полученные в ходе анкетирования ответы. Научная новизна исследования заключается в выявлении в ходе мониторинга процесса профессиональной подготовки учителя иностранного языка основных ориентиров развития, выделяемых самими потребителями образовательной деятельности, с целью его дальнейшего усовершенствования. В результате демонстрируется, каким образом выявленные в ходе исследования ориентиры могут отразиться на пересмотре процесса профессиональной подготовки учителей иностранных языков.

Источники

  1. Безукладников К. Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования: монография. 2-е изд. Пермь, 2012.
  2. Безукладников К. Э., Мосина М. А. Современные инструменты оценивания результатов лингвометодической подготовки будущего учителя иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11840
  3. Белякова Е. А. Проблемные задания как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка (на материале английского языка): автореф. дисс. … к. пед. н. Ярославль, 2011.
  4. Борзова Е. В. Подготовка будущих учителей иностранного языка к обучению предмету в трудных условиях // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения: сб. науч. тр. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018.
  5. Гальскова Н. Д. Качество образовательного процесса по иностранному языку на современном этапе развития высшей школы // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы Междунар. школы-конф. (г. Санкт-Петербург, 27-30 марта 2017 г.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнич. ун-та Петра Великого, 2017.
  6. Игна О. Н. Терминологические задачи для методической подготовки учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 10 (163).
  7. Караваева А. С. Лингводидактические основы процесса организации контроля сформированности специальной компетенции бакалавров педагогического направления подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29286
  8. Макеева С. Н. Профессионально направленное обучение иностранному языку будущих учителей как условие их подготовки к педагогической практике // Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков: материалы Междунар. конф. (г. Москва, 17-19 марта 2016 г.). М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2016.
  9. Макеева С. Н. Профессионально направленное преподавание иностранного языка будущим бакалаврам педагогического образования // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Псков, 18-20 мая 2015 г.). К.: Логос, 2015.
  10. Малёв А. В. Непрерывная лингвометодическая подготовка преподавателя иностранного языка: автореф. дисс. … д. пед. н. Нижний Новгород, 2015.
  11. Милованова Л. А., Караваева А. С. Методический инструментарий оценки сформированности лингводидактической (специальной) компетенции в условиях перехода на ФГОС ВО 3++ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3 (39).
  12. Мирошникова Д. В. Проектирование урока иностранного языка в условиях педагогической практики // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы: Всерос. науч.-метод. конф. (г. Оренбург, 28 ноября - 01 декабря 2016 г.). Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2017.
  13. Семина Л. В. Самостоятельная работа как средство формирования когнитивной компетентности бакалавров при изучении иностранного языка в педагогическом вузе: дисс. … к. пед. н. М., 2013.
  14. Соловова Е. Н., Боголепова С. В. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2017. № 4.
  15. Тарева Е. Г. Обучение французскому языку как второму иностранному: к вопросу о функциональной грамотности // Человек. Язык. Время: материалы XVII конференции Школы-семинара им. Л. М. Скрелиной с международным участием. М., 2015.
  16. Тарева Е. Г. Педагогический дискурс как объект лингводидактического рассмотрения // Педагогический дискурс: новые стратегии подготовки учителей иностранных языков: материалы Междунар. конф. (г. Москва, 17-19 марта 2016 г.). М.: МГПУ; Языки Народов Мира, 2016.
  17. Трубицина О. И. 50-летие кафедры методики обучения иностранным языкам: результаты и перспективы // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения: сб. науч. тр. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018.
  18. Чернышов С. В., Шамов А. Н. Проектирование современных учебно-методических комплексов по методике преподавания иностранных языков: проблемы и перспективы // Вестник педагогических наук. 2020. № 4.
  19. Языкова Н. В. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете: истоки, опыт, проблемы, перспективы // Профессиональное становление учителя иностранного языка в системе педагогического образования: материалы Междунар. конф. (г. Москва, 12-14 октября 2017 г.). М.: МГПУ; Языки Народов Мира; ТЕЗАУРУС, 2017.

Информация об авторах

Милованова Людмила Анатольевна

д. пед. н., проф.

Московский городской педагогический университет

Караваева Алина Сергеевна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • мониторинг
  • учитель иностранного языка
  • анкетирование
  • бакалавр
  • педагогическое направление подготовки
  • monitoring
  • foreign language teacher
  • surveying
  • bachelor
  • pedagogical speciality

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)