• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Самоорганизация студентов неязыковых специальностей как фактор формирования выпускника новой формации

Аннотация

Цель исследования - обосновать необходимость формирования гибкого навыка «Управление временем» как важнейшей составляющей универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие» на этапе получения профессионального образования через включение учебного модуля в программы общенаучных дисциплин. В статье произведен комплексный анализ применения активных образовательных технологий при обучении студентов неязыковых специальностей в рамках развития выбранной компетенции; на базе разработанного диагностического инструментария для определения уровня владения вышеуказанной компетенцией проведены опрос и интерпретация полученных результатов, на основе которых предложен проект модуля для формирования навыков управления временем у студентов как фактора подготовки специалиста новой формации, адаптированного к современному рынку труда. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости введения и реализации учебного модуля по развитию навыков управления временем в виде блочного включения в программу общенаучных дисциплин в вузе. В результате тайм-менеджмент рассматривается как средство профессиональной адаптации молодого специалиста, раскрываются способы формирования универсальной компетенции «Самоорганизация и саморазвитие», предложена карта компонента данной компетенции - «Управление временем».

Источники

  1. Варламова Л. Д., Толстякова М. Н. Педагогические условия формирования личности будущих инженеров в современном техническом вузе (педагогический опыт): монография. М.: Мир науки, 2020.
  2. Гагарина О. Ю. Организация самостоятельной работы студентов по профессионально-ориентированному обучению иностранному языку с помощью интернет-ресурсов (на примере английского языка) // Записки Горного Института. 2010. Т. 187.
  3. Герасимова А. В., Киракосян М. Ж. Тайм-менеджмент: учебное пособие для студентов, обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Калининград: КГТУ, 2018.
  4. Грахов В. П., Кислякова Ю. Г., Симакова У. Ф. Формирование и развитие творческого потенциала личности студентов технических вузов // Записки Горного Института. 2015. Т. 213.
  5. Гречников Ф. В., Клентак Л. С. Формирование способности к самоорганизации у студентов технического вуза // Математика. Образование. Культура: сборник трудов по материалам VIII международной научной конференции (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса) (г. Тольятти, 26-29 апреля 2017 г.). Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2017.
  6. Давиденко Е. С. Формирование у студентов технического вуза универсальной компетенции самоорганизации и саморазвития // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». 2019. № 3 (49).
  7. Левина О. М. Методическая модель обучения студентов межкультурному иноязычному медиаобщению в ситуации манипулятивного воздействия // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 2.
  8. Малькина А. П. Технология тайм-менеджмента в обучении иностранному языку студентов бакалавриата инженерно-технического профиля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2 (61).
  9. Маховиков А. Б., Вахнина Е. Г., Курта И. В. Межличностное восприятие студентов-первокурсников и преподавателей в связи с удовлетворенностью обучением по дисциплине // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458.
  10. Неволина В. В., Белоновская И. Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. М.: Перо, 2019.
  11. Оверченко М. Н., Маринин М. А., Мозер С. П. Повышение качества подготовки горных инженеров на основе сотрудничества Санкт-Петербургского горного университета и компании Орика // Записки Горного института. 2017. Т. 228.
  12. Перфилова М. А., Герасимова И. Г. Проблемы внедрения современных технологий обучения иностранным языкам в учебный процесс вузов // Записки Горного института. 2008. Т. 175.
  13. Рассадина С. А. Культурологические основания концепции “edutainment” как стратегии формирования общекультурных компетенций в ВУЗах негуманитарного профиля // Записки Горного Института. 2016. Т. 219.
  14. Селюкин Д. Б., Изотов Е. А. Свойства и качества личности горного инженера // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса: сборник научных трудов III Всероссийской научной конференции (г. Санкт-Петербург, 05-06 марта 2020 г.). СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2020.
  15. Цветкова Н. И. Организация работы студентов англоязычного бакалавриата по индивидуальной образовательной траектории // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 1.
  16. Goman I. V. Development of the dialogue skills in a foreign language in comparing of oil benchmarks // Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1384 (1), 012013.
  17. Kaya H., Kaya N., Öztürk Palloş A., et al. Assessing time-management skills in terms of age, gender, and anxiety levels: A study on nursing and midwifery students in Turkey // Nurse Education in Practice. 2012. Vol. 12. Issue 5.
  18. MacCann C., Fogarty G., Roberts R. Strategies for success in education: Time management is more important for part-time than full-time community college students // Learning and Individual Differences. 2012. Vol. 22. Issue 5.
  19. Oblova I. S., Gerasimova I. G., Sishchuk J. M.: Case-study based development of professional communicative competence of agricultural and environmental engineering students / E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 175. 15035.

Информация об авторах

Скорнякова Эльвира Ризаевна

к. филол. н.

Санкт-Петербургский горный университет

Пинегина Анастасия Анатольевна

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • самоорганизация
  • студенты неязыковых специальностей
  • управление временем
  • учебный модуль
  • общенаучные дисциплины
  • self-organization
  • non-linguistic students
  • time management
  • training module
  • general scientific disciplines

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)