• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Исследовательская компетенция студентов-лингвистов на основе практико-ориентированного подхода: характеристики и аспекты формирования

Аннотация

Цель исследования заключается в представлении сущности феномена «исследовательская компетенция лингвистов». В статье рассматриваются характеристики и аспекты формирования исследовательской компетенции студентов-лингвистов в контексте практико-ориентированного подхода. Научная новизна заключается в выделении специфических черт исследовательской компетенции лингвистов, установленных на основе анализа данных опроса студентов-иностранцев, изучающих английский язык как язык международного общения и русский язык как иностранный; в иллюстрации аспектов развития обозначенной компетенции исходя из ее компонентов: мотивационного, информационного, когнитивного (коммуникативного), операционно-деятельностного, рефлексивного, креативного, личностного. В результате исследования устанавливается, что фокусная группа детерминирует характеристики и аспекты формирования исследовательской компетенции.

Источники

  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. 2005. № 6.
  2. Бабушкина Л. Е., Шукшина Т. И. Критерии эффективности формирования полилингвальной личности будущих педагогов на основе практико-ориентированного подхода // Kant. 2020. № 2 (35).
  3. Будажапова Б. Б., Ли Т., Бушуева Е. О. Практико-ориентированный OBE-CDIO подход к обучению китайских студентов русскому языку // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 3.
  4. Ефричева О. Ю., Мельник И. В., Михайлюкова В. С. Исследовательская компетенция: ее сущность и содержание. 2021. URL: https://apni.ru/article/2147-issledovatelskaya-kompetentsiya-ee-sushchnost
  5. Зданович О. В. О структуре и содержании исследовательской компетенции студентов - будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (126).
  6. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. 2004. № 5.
  7. Мишурина О. А. Теоретико-методологические аспекты процесса формирования исследовательской компетенции студентов технического университета // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11 (5).
  8. Трофимов В. В., Трофимова Л. А., Минаков В. Ф. и др. Система формирования исследовательских компетенций и технологических заделов в научной и образовательной деятельности. СПб.: Санкт-Петербургский экономический государственный университет, 2018.
  9. Федорова И. А. Структура исследовательской компетенции бакалавров образования и педагогики: международный и отечественный аспекты. 2011. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/86
  10. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  11. Хуторской А. В. Исследовательские компетенции ученика и педагога в условиях научной школы человекосообразного образования // Вестник Института образования человека. 2011. № 1.
  12. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006.

Информация об авторах

Чжан Сюань

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Щеглова Инна Владимировна

д. филол. н.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • исследовательская компетенция
  • практико-ориентированный подход
  • иностранные студенты
  • студенты-лингвисты
  • research competence
  • practice-oriented approach
  • foreign students
  • linguistic students

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)