• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Инклюзивная грамотность студентов вуза: общая характеристика, способы формирования, влияние в контексте профессионального развития

Аннотация

Цель данного исследования - обосновать необходимость развития инклюзивной грамотности студентов бакалавриата, влияющей непосредственно на процесс проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития обучающихся в вузе. В статье представлено описание инклюзивной грамотности как качественной характеристики студентов современного вуза; проанализирована практика организации инициативной проектной деятельности студентов, которая рассматривается как ресурс формирования инклюзивной грамотности студентов бакалавриата; установлена взаимосвязь уровня инклюзивной грамотности студентов и динамики их профессиональных намерений и интересов, влияющих на процесс проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что инклюзивная грамотность является фактором, влияющим на актуализацию индивидуальных траекторий профессионального развития студентов в контексте конкретизации его ведущих векторов в сторону специфической профессиональной направленности, инициативной проектной социально-ориентированной и научно-образовательной деятельности. В результате обобщены данные практической апробации дополнения моделей организации учебного процесса, направленных на формирование инклюзивной грамотности студентов, ресурсом инициативной проектной деятельности; представлены концептуальные положения социально-ориентированного научно-образовательного метапроекта «Университет инклюзивной грамотности»; выделены основные эффекты инклюзивной грамотности в контексте проектирования индивидуальных траекторий профессионального развития студентов.

Источники

  1. Алехина С. В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3.
  2. Алехина С. В. Развитие инклюзивного образования в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 1 (4).
  3. Антилогова Л. Н., Пустовалова Н. И., Лазаренко Д. В. Проблемы и перспективы создания инклюзивного общества // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 3.
  4. Арпентьева М. Р. Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Т. 29. № 1.
  5. Ахметова Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1.
  6. Богданова Е. В. Структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Мининского университета. 2016. № 3.
  7. Бородина О. С. Формирование инклюзивной компетентности будущего учителя основ здоровья // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1 (13).
  8. Головина Т. А. Сделать общество «инклюзивным»: о защите прав инвалидов // Идеи и новации. 2014. № 2.
  9. Горюнова Л. В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки // Гуманитарные науки. 2018. № 2 (42).
  10. Горюнова Л. В., Тимченко Е. С., Тимченко И. В. Формирование инклюзивной грамотности студентов в вузе: анализ эффективности организационных моделей учебного процесса // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 6.
  11. Кириллова Е. А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России // Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (г. Казань, 30 октября 2014 г.). Казань: Отечество, 2014.
  12. Ковалев Д. С., Ковалева А. С. Инклюзивное образовательное пространство: потенциальные возможности для участников образовательного процесса // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 3 (4).
  13. Лихорадова И. Н., Тишуков А. В. Инклюзивное образовательное пространство: проблемы и перспективы // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2020. № 1 (22).
  14. Ромашевская Е. С. Профессиональная подготовка педагогов к проектированию инклюзивного образовательного пространства (на примере подготовки магистров): дисс. … к. пед. н. Ростов-на-Дону, 2017.
  15. Сигал Н. Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов Международной научной конференции (г. Москва, 26-28 июня 2014 г.). / под ред. проф. В. И. Писаренко. Киров: МЦНИП, 2014.
  16. Староверова М. С. Формирование толерантной образовательной среды в инклюзивном пространстве // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2017. № 3 (83).
  17. Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дисс. … к. пед. н. Астрахань, 2008.
  18. Шеманов А. Ю., Екушевская А. С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 1.

Информация об авторах

Горюнова Лилия Васильевна

д. пед. н., доц.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Тимченко Екатерина Сергеевна

к. пед. н.

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Тимченко Иван Владимирович

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • инклюзивная грамотность
  • инициативная проектная деятельность
  • индивидуальная траектория
  • профессиональное развитие
  • студенты бакалавриата
  • inclusive literacy
  • initiative project activity
  • individual path
  • professional development
  • undergraduate students

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)