• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Развитие цифровой компетенции при обучении описанию инфографики на иностранном языке студентов в области гуманитарных и компьютерных наук

Аннотация

Цель исследования - охарактеризовать модель цифровой компетенции студентов образовательных программ в области компьютерных наук и гуманитарных направлений для представления результатов научных исследований на иностранном языке. В статье доказывается необходимость развития цифровой компетенции студентов для представления результатов научных исследований в виде инфографики с использованием сквозных цифровых технологий. Научная новизна заключается в определении контекстной разницы различных этапов формирования иноязычной компетенции для описания инфографики на иностранном языке для студентов различных образовательных программ. В результате в ходе исследования выявлен различный уровень владения цифровой компетенцией у студентов образовательных программ в области компьютерных наук и гуманитарных направлений, что свидетельствует о необходимости развития данной компетенции; представлена модель цифровой компетенции студента-исследователя; описаны этапы обучения описанию инфографики на иностранном языке: ознакомительный, лексико-грамматический, подготовительный, практический, цифровой. Для каждого этапа разработаны задания, которые учитывают профессиональную направленность образовательных программ студентов в вузе и способствуют повышению уровня сформированности цифровой компетенции студентов.

Источники

  1. Аликина Е. В., Рапакова Т. Б. Формирование инфографической компетенции в научно-исследовательской деятельности курсантов военного вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2019. № 1.
  2. Андреев А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8-9.
  3. Барзаева М. А., Абдулазизова Э. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. 2015. № 8.
  4. Буримская Д. В. Обучение студентов иностранному языку на базе ИКТ // Информационное общество. 2017. № 6.
  5. Выровцева Е. В., Индутная Т. А., Симакова С. И. Дизайн как средство создания публицистического образа в инфографике // Гуманитарный вектор. 2020. № 5.
  6. Гуничева Е. М., Голубев О. Б. Дидактические возможности образовательной инфографики // Педагогическая информатика. 2018. № 1.
  7. Кийкова Е. В., Соболевская Е. Ю., Кийкова Д. А. Анализ эффективности применения инфографики в учебном процессе вуза. 2017. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27292
  8. Ковалева А. Г., Зарифуллина Д. П., Губина Д. И. и др. Поэтапная методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с применением информационно-коммуникационных технологий // Человеческий капитал. 2020. № 11 (143).
  9. Коляда М. Г., Носков М. В. Телекоммуникационный проект как эффективная форма организации компьютерно-коммуникационного обучения студентов // Информатика и образование. 2016. № 7 (276).
  10. Копылова Н. А. Современные электронные средства обучения иностранному языку // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 1.
  11. Лаптев В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. Санкт-Петербург: Эйдос, 2012.
  12. Макулин А. В. Философия визуальной грамотности: роль инфографики и визуального мышления в социальном планировании // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1 (57).
  13. Попова А. В., Галиева Х. С. Информационно-компьютерные технологии в иноязычной подготовке курсантов как фактор успешного трудоустройства // Дискуссия. 2017. № 5 (79).
  14. Серебряник И. А., Надршин В. В. Визуализация в бизнесе. Эффективное применение инфографики // Дискуссия. 2016. № 9 (72).
  15. Сидельникова Т. Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин // Integration of education. 2016. Т. 20. № 2.
  16. Симакова С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфографика // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 6 (402).
  17. Смирнова Е. В. Электронное средство учебного назначения - современный компонент управления речевой иноязычной деятельностью // Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. № 2 (14).
  18. Созыкин А. В. Модель цифрового университета: компетенции цифровой экономики. 2021. URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/about/digital/pres/EHkonomika_Sozykin.pdf
  19. Carretero Gomez S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.
  20. Li R., Chen J. Toward A Deep Understanding of What Makes a Scientific Visualization Memorable. 2021. URL: https://arxiv.org/pdf/1808.00607.pdf
  21. Lyra K. T., Isotani S., Reis R. C. D. et al. Infographics or Graphics+Text: Which Material is Best for Robust Learning? 2021. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/1605/1605.09170.pdf
  22. Punie Y. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu / ed. by C. Redecker. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017.
  23. Tufte E. The Visual Display of Quantitative Information. 2nd ed. Cheshire: Graphic Press, 2007.
  24. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S. et al. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016.

Информация об авторах

Ковалева Александра Георгиевна

к. пед. н., доц.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Ушакова Анастасия Денисовна

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • цифровая компетенция
  • обучение описанию инфографики
  • иностранный язык
  • студент
  • гуманитарные науки
  • компьютерные науки
  • digital competence
  • teaching the description of infographics
  • foreign language
  • student
  • humanities
  • computer science

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)