• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде

Аннотация

Цель исследования - охарактеризовать взаимосвязанные изменения в функциональных компонентах профессиональной деятельности преподавателя вуза в контексте цифровизации и современных вызовов высшему образованию. В статье представлены функциональные компоненты деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде, выделена специфика, проявляющаяся в каждом из компонентов. В соответствии с этим разработана модель деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде, отражающая роль изменений в ее отдельных функциональных компонентах, а также определены уровни изменений в деятельности преподавателя, соотносящиеся с уровнями проявления педагогического творчества, необходимого в условиях быстрой трансформации цифрового образовательного окружения и запросов общества к образованию. Научная новизна исследования состоит в том, что предложена концепция необходимых изменений в деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде и обоснована роль изменений в отдельных компонентах деятельности. В результате охарактеризованы уровни изменений в деятельности преподавателя, что может способствовать целенаправленному и осознанному построению персонального пути педагогических инноваций в цифровой среде.

Источники

  1. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  2. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.
  3. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002.
  4. Мирясова Н. В., Сохранов В. В. Организаторская деятельность, как компонент профессиональной деятельности педагога // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. № 1.
  5. Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
  6. Носкова Т. Н., Лаптев В. В. Информационные технологии - вызовы современному образованию // Научное мнение. 2018. № 2.
  7. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Проблема педагогического целеполагания в цифровой образовательной среде // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: сборник научных трудов VII Международного форума по педагогическому образованию (г. Казань, 26-28 мая 2021 г.). Казань: Изд-во Казанского университета, 2021. Ч. V.
  8. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8-9.
  9. Павлова Т. Б. Изменения в гностическом компоненте профессиональной деятельности преподавателя вуза // Научное мнение. 2020. № 4.
  10. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. М.: Речь, 2003.
  11. Сирота Е. Н. Цифровизация экономики: вызов высшему образованию и пути преодоления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 4.
  12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
  13. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998.
  14. Ulam S. Tribute to John von Neumann // Bulletin of the American Mathematical Society. 1958. Vol. 64. № 3-2.
  15. Vinge V. The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era // Vision-21: Interdisciplinary Science and Engineering in the Era of Cyberspace / ed. by G. A. Landis. Washington: NASA Publication, 1993.

Финансирование

Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект № FSZN-2020-0027).

Информация об авторах

Павлова Татьяна Борисовна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • функциональный компонент
  • деятельность преподавателя
  • вуз
  • цифровая образовательная среда
  • functional component
  • teacher’s activity
  • institute of higher education
  • digital educational environment

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)