Изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде
Аннотация
Цель исследования - охарактеризовать взаимосвязанные изменения в функциональных компонентах профессиональной деятельности преподавателя вуза в контексте цифровизации и современных вызовов высшему образованию. В статье представлены функциональные компоненты деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде, выделена специфика, проявляющаяся в каждом из компонентов. В соответствии с этим разработана модель деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде, отражающая роль изменений в ее отдельных функциональных компонентах, а также определены уровни изменений в деятельности преподавателя, соотносящиеся с уровнями проявления педагогического творчества, необходимого в условиях быстрой трансформации цифрового образовательного окружения и запросов общества к образованию. Научная новизна исследования состоит в том, что предложена концепция необходимых изменений в деятельности преподавателя вуза в цифровой образовательной среде и обоснована роль изменений в отдельных компонентах деятельности. В результате охарактеризованы уровни изменений в деятельности преподавателя, что может способствовать целенаправленному и осознанному построению персонального пути педагогических инноваций в цифровой среде.
Источники
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.
- Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002.
- Мирясова Н. В., Сохранов В. В. Организаторская деятельность, как компонент профессиональной деятельности педагога // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. № 1.
- Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
- Носкова Т. Н., Лаптев В. В. Информационные технологии - вызовы современному образованию // Научное мнение. 2018. № 2.
- Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Проблема педагогического целеполагания в цифровой образовательной среде // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: сборник научных трудов VII Международного форума по педагогическому образованию (г. Казань, 26-28 мая 2021 г.). Казань: Изд-во Казанского университета, 2021. Ч. V.
- Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8-9.
- Павлова Т. Б. Изменения в гностическом компоненте профессиональной деятельности преподавателя вуза // Научное мнение. 2020. № 4.
- Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. М.: Речь, 2003.
- Сирота Е. Н. Цифровизация экономики: вызов высшему образованию и пути преодоления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2019. Т. 10. № 4.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
- Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998.
- Ulam S. Tribute to John von Neumann // Bulletin of the American Mathematical Society. 1958. Vol. 64. № 3-2.
- Vinge V. The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era // Vision-21: Interdisciplinary Science and Engineering in the Era of Cyberspace / ed. by G. A. Landis. Washington: NASA Publication, 1993.
Финансирование
Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект № FSZN-2020-0027).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 ноября 2021.
- Опубликована: 28 декабря 2021.
Ключевые слова
- функциональный компонент
- деятельность преподавателя
- вуз
- цифровая образовательная среда
- functional component
- teacher’s activity
- institute of higher education
- digital educational environment
Copyright
© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»