• Научная статья
  • 28 декабря 2021
  • Открытый доступ

Компетентностный подход в преподавании биоэтики студентам медицинских вузов при рассмотрении проблемы эйджизма

Аннотация

Цель данной работы - обоснование возможности компетентностного подхода в преподавании биоэтики студентам медицинских вузов на примере проблемы эйджизма. В статье обосновывается актуальность анализа проблемы эйджизма в педагогическом процессе при формировании биоэтических компетенций в аспекте работы с уязвимыми группами населения в современном обществе. На примере рассмотрения проблемы эйджизма в биоэтике раскрывается содержание процесса формирования компетентного отношения к вопросам профессиональной этики в образовательном процессе высшей школы в рамках компетентностного подхода и формирования преемственности требований, устанавливаемых образовательными и профессиональными стандартами по вопросам реализации этических и деонтологических принципов профессиональной деятельности. Научная новизна обеспечивается авторским подходом к вопросам изучения и предупреждения проблемы эйджизма среди студентов медицинского вуза. Выявлены основания актуальности анализа проблемы эйджизма в преподавании современной биоэтики, а также задачи формирования компетентного отношения к проблеме эйджизма в образовательном процессе высшей школы. В результате обоснованы включение в курс биоэтики этико-деонтологических вопросов эйджизма и важность реализации компетентностного подхода с целью обеспечения преемственности требований образовательных и профессиональных стандартов в процессе обучения будущих специалистов медицинского профиля.

Источники

  1. Григорьева Е. В. Компетентностный подход в современном высшем профессиональном образовании Франции и России: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2006.
  2. Гузаирова Е. А. Компетентностный подход - новый подход к повышению качества образования // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2007. № 2 (8).
  3. Ильницкий А. Н., Старцева О. Н. Эйджизм и его преодоление в стационарных учреждениях социального обслуживания: метод. Рекомендации. М. - Ярославль: Филигрань, 2016.
  4. Устойчивое общество для всех возрастов: реализация потенциала более продолжительной жизни: Лиссабонское заявление министров 2017 года. 2017. URL: https://unece.org/DAM/pau/age/Ministerial_Conference_Lisbon/Declaration/2017_Lisbon_Ministerial_Declaration_-_RU.pdf
  5. Поттер В. Р. Биоэтика: мост в будущее. Киев: Вадим Карпенко, 2002.
  6. Протас Е. В. Компетентностный подход в формировании содержания образования в высшей школе Европейского союза и России // Право и образование. 2005. № 6.
  7. Старцева О. Н., Лымарева И. А., Ильницкий А. Н. и др. Геронтологический эйджизм и его преодоление среди студентов медицинского вуза // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39).
  8. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 164-р. 2016. URL: https://base.garant.ru/71322816/
  9. Томашов В. В., Фирсов Д. Е. Процессуальная биоэтическая модель реализации профессиональной ответственности // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XIII научно-методической конференции с международным участием (г. Ярославль, 22-23 марта 2018 г.). Ярославль: ЯрГУ, 2018.
  10. Фирсов Д. Е. Вопросы компетентностного подхода при высокотехнологичных исследованиях в преподавании биоэтики // Медицинская этика. 2020. Т. 8. № 1.
  11. Шершнева В. А. Междисциплинарная интеграция и компетентностный подход // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10 (17): в 2-х ч. Ч. I.

Информация об авторах

Старцева Ольга Николаевна

к. мед. н.

Ярославский государственный медицинский университет

Фирсов Денис Евгеньевич

д. культ., доц.

Ярославский государственный медицинский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 ноября 2021.
  • Опубликована: 28 декабря 2021.

Ключевые слова

  • эйджизм
  • биоэтика
  • компетентностный подход, медицинский вуз
  • биоэтические компетенции
  • agism
  • bioethics
  • competence approach
  • medical university
  • bioethical competences

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)