• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Формирование гибких навыков у бакалавров в области охраны природы средствами сетевых образовательных экологических проектов

Аннотация

Цель исследования - обосновать необходимость формирования гибких навыков у бакалавров в области охраны природы, исходя из требований, актуализированных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда. В статье приведены востребованные гибкие навыки в области обеспечения экологической безопасности. Выявлены причины недостаточной готовности преподавателей к формированию гибких навыков в образовательном процессе в вузе. Установлено, что значительным потенциалом в формировании гибких навыков у бакалавров в области охраны природы обладают сетевые образовательные экологические проекты. Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания гибких навыков, которые рассматриваются как совокупность универсальных навыков и личностных качеств (внутренний потенциал), необходимых выпускнику в области охраны природы для эффективной реализации трудовых функций. Сравнительное изучение различных классификационных признаков гибких навыков, а также контент-анализ вакансий и опрос экспертов в сфере охраны окружающей среды позволили конкретизировать базовый перечень гибких навыков, в качестве которых представлены навыки межличностной коммуникации, умение работать в команде, навыки самоорганизации и управленческие навыки. В результате доказано, что применение сетевых образовательных экологических проектов в образовательном процессе в вузе способствует формированию у будущих бакалавров комплекса навыков и качеств (работа в команде, техническая грамотность, навыки делового общения, сотрудничество в решении поставленных задач, ответственность, коммуникабельность, самодисциплина и самоорганизация), которые расцениваются работодателями как предиктор профессиональной успешности выпускников в области охраны природы.

Источники

  1. Баталова Д. А., Галюк А. Д. Гибкие навыки как фактор успешности решения задач проекта // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: мат. XXI Междунар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана. Екатеринбург: УрФУ, 2018.
  2. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. № 4.
  3. Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2018. № 4.
  4. Борзова И. Г. Soft skills - навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте / создано в интеллектуальной издательской системе Ridero. 2019.
  5. Буянов Е. В. Soft skills: самое важное о гибких навыках. 2021. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills-samoe-vazhnoe-o-gibkih-navykah
  6. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Григорян К. М. Развитие soft skills в условиях формирования конкурентоспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66.
  7. Герцык Ф. С., Македонский К. А. Влияние soft skills на формирование экологичного общества // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Культурные и экологические императивы современной экономики: мат. Междунар. форума. Екатеринбург: УрФУ, 2020.
  8. Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. “Soft skills”: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2019. № 4 (53).
  9. Далибожко А. И., Герман М. В., Краковецкая И. В. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Вестник Дальневосточного федерального университета. 2018. № 1 (85).
  10. Данакин Н. С., Шутенко А. И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  11. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81).
  12. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
  13. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Оценка надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров методами психодиагностики и графологии // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3.
  14. Камзолова А. Исследование Плехановского университета: какие специалисты нужны работодателю сегодня. 2021. URL: https://rg.ru/2021/06/21/issledovanie-plehanovskogo-universiteta-kakie-specialisty-nuzhny-rabotodateliu-segodnia.html
  15. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Роль научно-исследовательской работы в формировании «мягких» компетенций студентов // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41).
  16. Моторина И. В., Моторин А. В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. № 2 (21).
  17. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2004.
  18. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Т. 15. № 3.
  19. Россия 2025: от кадров к талантам: консенсус-мнение экспертов-представителей Сбербанка, RosExpert / Korn Fery, НИУ ВШЭ, World Skills Russia, Global Education Futures, BCG. 2017. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf
  20. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).
  21. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8.
  22. Тряпицына А. П. Подготовка педагогических кадров и задачи современной школы // Вестник Герценовского университета. 2010. № 11 (85).
  23. Уварина Н. В., Савченков А. В. Профессиональная гибкость как “soft skills” педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 3 (45).
  24. Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Мир науки. 2018. Т. 6. № 5.
  25. Чуланова О. Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117.pdf
  26. Шайхутдинова Х. А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 2 (27).
  27. Шайхутдинова Х. А. Soft skills: состояние, проблемы и пути их развития у студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65.
  28. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. 2021. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
  29. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4.
  30. Heckman J. J., Kautz T. Hard Evidence on Soft Skills // Labour Economics. 2012. Vol. 19. Iss. 4.
  31. Manolis E. N., Manoli E. Raising Awareness of the Sustainable Development Goals through Ecological Projects in Higher Education // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 279.
  32. Serostanova N. Integrating Information and Communication Technologies in the Process of Foreign Language Teaching and Learning // Journal of Education Culture and Society. 2014. Iss. 1.
  33. Tang K. N., Nor H. H., Hashimah M. Y. Novice Teacher Perceptions of the Soft Skills Needed in Today’s Workplace // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 177. Iss. 2.
  34. Yustina Y., Syafii W., Vebrianto R. The Effects of Blended Learning and Project-Based Learning on Preservice Biology Teachers’ Creative Thinking through Online Learning in the COVID-19 Pandemic // Jurnal Pendidikan IPA Indonesia. 2020. Vol. 9 (3).

Информация об авторах

Зимирева Екатерина Николаевна

Вятский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 декабря 2021.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • гибкие навыки
  • бакалавры в области охраны природы
  • информационно-коммуникационные технологии
  • сетевые образовательные экологические проекты
  • soft skills
  • students pursuing an undergraduate degree in the field of nature conservancy
  • information and communication technologies
  • online educational environmental projects

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)