• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Профессиональный компонент содержания иноязычного обучения студентов архитектурного направления подготовки

Аннотация

Цель исследования - выделить речевые умения и речевые жанры, составляющие профессиональный компонент содержания иноязычного обучения обучающихся направления «Архитектура» с учетом анализа требований профессионального стандарта «Архитектор». В статье рассматриваются интегративный межкультурный профессионально ориентированный подход и предметно-языковое интегрированное обучение как основополагающие подходы к обучению профессиональному иностранному языку и отбору содержания обучения, включающие в себя компоненты содержания иноязычного образования: профессиональный, иноязычный коммуникативный, межкультурный. Определяются принципы отбора содержания профессионального иноязычного обучения: соответствие профилю направления подготовки и требованиям рынка труда, жанровый принцип отбора аутентичных текстов в качестве учебного материала, проблемность учебных заданий, сотрудничество преподавателей иностранных языков и профильных дисциплин при отборе содержания обучения. На основе анализа профессионального стандарта выделяются трудовые функции архитектора, которые требуют сформированности УК-4 у выпускников вузов, и соответствующие им речевые умения, основные речевые жанры, входящие в состав архитектурного институционального дискурса. Научная новизна исследования заключается в определении профессионального компонента иноязычного обучения студентов архитектурных специальностей. В результате выявлены речевые умения и речевые жанры, овладение которыми позволит обучающимся порождать письменный и устный институциональный архитектурный дискурс.

Источники

  1. Байдикова Т. В. Методика обучения иноязычному профессиональному общению студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе реализации модели интегрированного предметно-языкового обучения: автореф. дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2021.
  2. Бакурова Е. Н., Карташова В. Н. Актуализация содержания обучения иностранному языку будущих бакалавров сферы туризма // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50).
  3. Евдокимова М. Г. Инновационные тенденции в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1.
  4. Коряковцева Н. Ф. Современная парадигма профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 14 (753).
  5. Косицкая Ф. Л., Зайцева И. Е. Архитектурный дискурс и его жанры в сфере профессиональной коммуникации (на материале французского языка) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (157).
  6. Кручинина Г. А., Пушкарева Е. А. Профессионально-деловая иноязычная компетенция как составляющая профессиональной компетентности бакалавров инженерно-строительных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2020. № 3 (59).
  7. Крылов Э. Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дисс. … д. пед. н. Екатеринбург, 2016.
  8. Максаев А. А. Проектирование предметного содержания учебных программ по иностранному языку для студентов вузов музыкального профиля // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 179.
  9. Механтьева Л. Е., Карпова А. В., Стеблецова А. О., Торубарова И. И. Иностранный язык в современной профессиональной подготовке специалистов медикопрофилактического дела: ответы на вызовы ФГОС 3++ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81).
  10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура: приказ Минобрнауки России от 08 июня 2017 г. № 509. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/070301_B_3_15062021.pdf
  11. Профессиональный стандарт «Архитектор»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04 августа 2017 г. № 616н. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=67887
  12. Рехлова А. В. Структура и содержание иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции как элемент профессиональной подготовки военного летчика // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16).
  13. Сысоев П. В. Ключевые вопросы реализации предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку и профильным дисциплинам в российских вузах // Иностранные языки в школе. 2021. № 5.
  14. Сысоев П. В., Твердохлебова И. П. Предметно-языковое интегрированное обучение в России: история вопроса и современные исследования // Иностранные языки в школе. 2021. № 5.
  15. Тарханова И. Ю., Белкина В. В., Макеева Т. В. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018.
  16. Цветкова С. Е., Дюдякова С. В. Профессионально-иноязычная коммуникативная компетенция будущих инженеров в области кораблестроения // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3.
  17. Sysoyev P. V., Zavyalov V. V. Teaching English as a Foreign Language to Law Students Based on Content And Language Integrated Learning Approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 907.

Информация об авторах

Тарабарина Юлия Алексеевна

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 января 2022.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • речевые умения
  • речевые жанры
  • межкультурный профессионально ориентированный подход
  • предметно-языковое интегрированное обучение
  • архитектурный дискурс
  • speech skills
  • speech genres
  • cross-cultural professionally oriented approach
  • content and language integrated learning
  • architectural discourse

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)