• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Особенности формирования экологической культуры у младших школьников с легкой умственной отсталостью в учебной деятельности

Аннотация

Цель исследования - охарактеризовать состояние сформированности у обучающихся младших классов с умственной отсталостью экологической культуры, что, в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой, включает в себя: установку на экологическое поведение, заботу о своем здоровье, положительное отношение к здоровому образу жизни и бережное отношение к природе. В статье рассматривается понятие «экологическая культура», приводятся результаты практического исследования сформированности экологической культуры у младших школьников с умственной отсталостью (в соответствии с критериями, указанными выше), делаются выводы и намечаются перспективы дальнейшей работы. Научная новизна исследования: выявлены психолого-педагогические особенности, приводящие к трудностям формирования экологической культуры у умственно отсталых школьников: несформированность познавательной деятельности, трудности при анализе, синтезе и восприятии информации, незрелость эмоционально-волевой сферы, сложности в формировании убеждений, взглядов и чувств, сложности в формировании личностных результатов обучения. В результате были определены направления и порядок работы по формированию экологической культуры у умственно отсталых младших школьников на основе деятельностного подхода, разработан и апробирован алгоритм по формированию экологической культуры у детей указанной категории.

Источники

  1. Алабина Т. В. Формирование основ экологической культуры у умственно отсталых дошкольников на современном этапе // Специальное образование. 2020. № 2.
  2. Антишина А. В., Долматов А. В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов // Человек и образование. 2014. № 1 (38).
  3. Беспалова Л. А., Камерилова Г. С. Формирование экологической компетентности у старшеклассников средствами учебника по экологии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.
  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. - Воронеж: МОДЭК, 2001.
  5. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой М.: Школа-Пресс, 1994.
  6. Галкина В. А. Формирование метапредметных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М., 2020.
  7. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  8. Гребенникова И. А. Система работы по формированию основ экологической культуры у умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2010.
  9. Ковалева Е. А. Изучение неживой природы в 5 классе вспомогательной школы // Дефектология. 1971. № 6.
  10. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания: пособие для педагогов. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  11. Лыкова-Унковская Е. С., Галкина В. А. Социально-коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6 (28).
  12. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики: уч. пособие для студ. образовательных учреждений среднего профессионального образования. Изд-е 3-е, стер. М.: Академия, 2010.
  13. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (ФГОС УО). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/#0
  14. Пороцкая Т. И., Янчева А. В. Наблюдения за природой в 1-3 классах вспомогательной школы // Специальная школа. 1985. № 1.
  15. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ПАООП) / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2017.
  16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
  17. Соломина E. H. Повышение эффективности обучения географии на основе выполнения системы практических заданий: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 1996.
  18. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014.
  19. Шевырева Т. В., Соломина Е. Н. Технологии образования лиц с умственной отсталостью в предметной области «Естествознание»: уч.-метод. пособие. М., 2019.

Информация об авторах

Галкина Вера Александровна

к. пед. н.

Московский государственный областной университет

Шохова Ольга Валентиновна

к. пед. н.

Московский государственный областной университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 февраля 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • младшие школьники с легкой умственной отсталостью
  • экологическая культура
  • психолого-педагогические особенности
  • личностные результаты обучения
  • younger schoolchildren with mild intellectual disability
  • ecological culture
  • psychological and pedagogical features
  • personal learning outcomes

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)