• Научная статья
  • 31 марта 2022
  • Открытый доступ

Сравнительный анализ сформированности компетентности «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» у педагогов сферы дополнительного образования детей

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности сформированности профессиональных компетентностей в рамках обобщенной трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» у педагогов разных должностей сферы дополнительного образования детей (ДОД). В статье описаны подходы к решению задач реализации данной цели. Показаны результаты теоретического анализа степени разработанности проблемы формирования и оценки профессиональных компетентностей педагогов сферы ДОД; даны определения ведущих понятий исследования «обобщенная трудовая функция», «трудовая функция», «компетенция», «компетентность»; обоснованы методы исследования, описан компьютерно-ориентированный кейс; представлены результаты оценивания уровня сформированности профессиональных компетентностей у педагогов разных должностей сферы ДОД, проведенного на базе МАНОУ «Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск» (ДДТ); выявлены и описаны профессиональные дефициты педагогических работников разных должностей; сделаны рекомендации по развитию профессиональных компетентностей и устранению профессиональных дефицитов. Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации инструмента оценки и выявлении особенностей сформированности профессиональных компетентностей у педагогов разных должностей. В результате исследования удалось выявить особенности профессионального уровня педагогического коллектива ДДТ, его сильные стороны и профессиональные дефициты, определить перспективы развития кадрового потенциала ДДТ с учетом возможностей самого коллектива.

Источники

  1. Ансимова Н. П., Золотарева А. В. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5.
  2. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: уч.-метод. пособие. М.: Диалог культур, 2007.
  3. Буданова Д. С., Золотарев А. С. Интеграционная платформа онлайн-обучения для организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования // Образовательная панорама. 2020. № 2 (14).
  4. Голованов В. П. Дополнительное образование детей как сфера личностного развития: сб. ст. / науч. ред. и сост. В. П. Голованов. М.: Новое образование, 2016.
  5. Дополнительное образование детей: история и современность: уч. пособие для вузов / отв. ред. А. В. Золотарева. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2022.
  6. Евладова Е. Б., Золотарева А. В. Организация дополнительного и неформального образования детей в образовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: уч.-метод. пособие. Ярославль, 2017.
  7. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: уч. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002.
  8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  9. Золотарева А. В. Кадры внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. М.: Де Либри, 2021.
  10. Золотарева А. В. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: проблемы и решения. М.: Русское слово - учебник, 2020.
  11. Золотарева А. В. Результаты апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: риски и возможности // Вестник образования. 2017. № 11.
  12. Золотарева А. В., Буданова Д. С. Результаты оценки сформированности метапредметных компетенций педагогов городских и сельских школ // Педагогика сельской школы. 2020. № 4 (6).
  13. Калиш И. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: дисс. … к. пед. н. М., 2000.
  14. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014.
  15. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
  16. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. М.: Мегаполис, 2008.
  17. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей: уч. пособие / под науч. ред. А. В. Золотаревой. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2022.
  18. Морозова Н. А. Дополнительное образование: структурно-организационное, содержательное, кадровое обеспечение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
  19. Мухамедьярова Н. А. Формирование метапредметных компетенций у педагогов системы дополнительного образования детей: дисс. … к. пед. н. Ярославль, 2021.
  20. Паспорт Национального проекта «Образование»: утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https://edu.gov.ru/national-project
  21. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утвержден приказом Минтруда России от 22 сентября 2021 г. № 652н; зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 2021 г. № 66403.
  22. Формирование и оценивание метапредметных компетенций педагога в условиях дополнительного профессионального образования: уч. пособие / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль, 2018.
  23. Non-Formal and Informal Education in Europe / ed. by R. Clarijs. Prague, 2005.

Информация об авторах

Золотарева Ангелина Викторовна

д. пед. н., проф.

Сочинский государственный университет

Петрова Мария Петровна

к. пед. н.

Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой городского округа «город Якутск»

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 февраля 2022.
  • Опубликована: 31 марта 2022.

Ключевые слова

  • дополнительное образование детей
  • профессиональная компетентность педагога
  • трудовая функция
  • дополнительные общеобразовательные программы
  • профессиональные дефициты педагогических работников
  • children’s supplementary education
  • professional competency of a teacher
  • job function
  • supplementary general education programmes
  • professional deficits of teaching staff

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)