• Научная статья
  • 23 мая 2022
  • Открытый доступ

Анализ драмы А. Н. Островского «Бесприданница» на уроках литературы в старших классах с точки зрения пространственно-временных характеристик

Аннотация

Цель исследования - определить продуктивные с литературоведческой и методической точки зрения пути изучения драмы А. Н. Островского «Бесприданница» на уроках литературы. В статье рассматриваются методические приемы анализа пространственно-временной организации произведения, выявляются функции образов-хронотопов. Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по интерпретации текста, объясняющей учащимся связь системы хронотопов с духовно-нравственным содержанием «Бесприданницы». В результате доказано, что обучающий и воспитательный потенциал пьесы может быть полноценно реализован на уроке при учете особенностей ее художественного строя.

Источники

  1. Айзерман Л. С. «Гроза» без грозы // Русская словесность. 2007. № 2.
  2. Воителева Т. М., Сухих И. Н. Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10-11 классов: среднее общее образование. М.: Академия, 2014.
  3. Дербенцева Л. В. Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы: на примере пьес-сказок А. Н. Островского «Снегурочка» и Е. Л. Шварца «Дракон»: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2002.
  4. Ибатуллина Г. М., Ракоед Ю. С. Архетипическая парадигма образа Ларисы Огудаловой в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» // Художественный текст: проблемы чтения и понимания в современном обществе / отв. редактор Э. А. Радь. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2018.
  5. Костылева Э. С. Использование индивидуальных и коллективных заданий текста для активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. Т. 2. № 1.
  6. Курдюмова Т. Ф., Колокольцев Е. Н. Русский язык и литература. Литература для 10-11 классов // Русский язык и литература. 10-11 классы: рабочие программы / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2016.
  7. Литература. 5-9 классы: рабочая программа / под ред. А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой. М.: Дрофа, 2017a.
  8. Литература. 5-9 классы: рабочая программа / под ред. Б. А. Ланина. М.: Вентана-Граф, 2017b.
  9. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.
  10. Мильдон В. И. Открылась бездна… М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992.
  11. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е. Л. Литература: 5-9 классы: рабочая программа. М.: Вентана-Граф, 2017a.
  12. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е. Л. Литература: 10-11 классы: рабочая программа. М.: Вентана-Граф, 2017b.
  13. Островский А. Н. Избранные сочинения: в 2-х т. / коммент. В. Лакшина. М.: Мир книги; Литература, 2002. Т. 2.
  14. Программа курса «Литература». 5-9 классы / авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. М.: Русское слово - учебник, 2016.
  15. Программа курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. М.: Русское слово - учебник, 2018.
  16. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2007a.
  17. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-9 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2007b.
  18. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. M.: Просвещение, 2015.
  19. Тюркин Б. В. Методика школьного изучения драматического произведения в аспекте жанра: дисс. … к. пед. н. Самара, 2005.
  20. Хомич Э. П. А. Н. Островский: поэтика эпического театра: монография. М. - Барнаул, 2002.

Информация об авторах

Магадиева Юлия Сергеевна

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Ибатуллина Гузель Муртазовна

д. филол. н., доц.

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 января 2022.
  • Опубликована: 23 мая 2022.

Ключевые слова

  • драма А. Н. Островского «Бесприданница»
  • урок литературы
  • пространственно-временная организация произведения
  • образ-хронотоп
  • воспитательный потенциал пьесы
  • A. N. Ostrovsky’s drama “Without a Dowry”
  • literature lesson
  • spatial and temporal organisation of a work
  • image-chronotope
  • educational potential of a play

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)