• Научная статья
  • 23 мая 2022
  • Открытый доступ

Умение выражать косвенное несогласие в рамках обучения предметам социально-гуманитарного цикла как составляющая коммуникативной компетентности студентов

Аннотация

Цель исследования - определить возможность формирования у студентов вузов умения выражать несогласие способами ведения непрямой коммуникации в рамках обучения предметам социально-гуманитарного цикла. Статья посвящена перспективе формирования некоторых составляющих коммуникативной компетентности у студентов вузов посредством использования комплекса тренинговых упражнений. Разработан комплекс упражнений по освоению студентами приемов выражения косвенного несогласия в рамках преподавания ряда дисциплин социально-гуманитарного цикла, таких как «Конфликтология», «Деловое общение», «Культура речи», «Коммуникации в профессиональной деятельности», «Деловые отношения», «Психология делового общения». Научная новизна заключается в том, что впервые предпринята попытка использования таких интерактивных методов обучения, как интервью, круглый стол, ролевая игра и кейс-метод, для развития у студентов умения выражать несогласие способами ведения непрямой коммуникации. В результате установлено, что применение вышеобозначенного комплекса тренинговых упражнений в ходе обучения предметам социально-гуманитарного цикла способствует развитию у студентов умения сохранять коммуникативное равновесие, избегать негативного проявления несогласия с оппонентом.

Источники

  1. Байбородова Л. В., Шитов А. В. Педагогические средства развития взаимодействия студентов в профессиональной образовательной организации // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3.
  2. Богуславская Н. Е. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: Арго, 2012.
  3. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: обучение основным видам речевой деятельности: уч. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.
  4. Данилина Л. Ю. Лингвопрагматические особенности коммуникативных актов несогласия в диалогическом дискурсе (на материале английского и русского языков): автореф. дисс. … к. филол. н. М., 2011.
  5. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис, 2006.
  6. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация в русской национально-речевой культуре // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Лингвистика». 2018. Т. 22. № 4.
  7. Ларионова Е. В. О современных коммуникативных практиках в образовании // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: мат. V Междунар. науч. конф. Саратов, 2016.
  8. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 2009.
  9. Мудрик А. В. О коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. № 6.
  10. Пенина Т. П. Ответные реплики с имплицитным содержанием несогласия в структуре диалогического текста: дисс. … к. филол. н. Ставрополь, 2003.
  11. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 2003.
  12. Симонова С. О. Коммуникативно-когнитивные особенности выражения косвенных и имплицитных речевых актов отказа в диалогическом дискурсе: дисс. … к. филол. н. Тамбов, 2011.

Информация об авторах

Конкина Анастасия Олеговна

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Ткачева Юлия Сергеевна

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 апреля 2022.
  • Опубликована: 23 мая 2022.

Ключевые слова

  • косвенное несогласие
  • коммуникативная компетентность
  • предметы социально-гуманитарного цикла
  • непрямая коммуникация
  • интерактивные методы обучения
  • indirect disagreement
  • communicative competence
  • subjects of the humanities and social sciences
  • indirect communication
  • interactive teaching methods

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)