• Научная статья
  • 23 мая 2022
  • Открытый доступ

Формирование социокультурной компетенции студентов языковых вузов при работе с поэтическим текстом на французском языке в рамках обучения аналитическому чтению (на примере произведения Эмиля Неллигана «Зимний вечер»)

Аннотация

Цель исследования - представить научно обоснованный комплекс приемов и упражнений по формированию социокультурной компетенции студентов-филологов при обучении аналитическому чтению иноязычного поэтического текста с позиции компетентностного подхода, что способствует расширению словарного запаса обучаемых, овладению основами анализа иноязычного поэтического текста, направлено на работу со словарем, в том числе и самостоятельную. Комплекс приемов и упражнений, представленный в статье, разработан автором статьи на базе аутентичного текста канадского поэта XX века Эмиля Неллигана «Зимний вечер» (“Soir d’hiver”) и может успешно использоваться при обучении аналитическому чтению студентов вузов в рамках ознакомления с культурой страны и менталитетом носителей изучаемого языка. Важно отметить, что социокультурная компетенция является обязательным компонентом коммуникативной компетенции и нацелена на то, чтобы избежать недопонимания в межличностном общении. В настоящее время термин «социокультурная компетенция» еще требует уточнения сущности понятия. Научная новизна исследования заключается в определении перечня умений, приемов, упражнений, направленных на формирование социокультурной компетенции студентов-филологов. В результате доказано, что использование комплекса приемов и упражнений способствует получению обучаемыми языкового вуза лингвосоциокультурных знаний о странах изучаемого языка, а также практическому овладению французским языком в процессе обучения студентов аналитическому чтению.

Источники

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). 2009. URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary/language-education/index.htm
  2. Белова Н. А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: уч.-метод. пособие. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Саранск, 2008.
  3. Болотов А. В., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
  4. Гильманова А. А., Никитина С. Е., Тябина Д. В. Обучение чтению аутентичных текстов на занятиях по иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-4 (47).
  5. Давыдова Е. А., Шиханова Е. Г. Социокультурная компетенция и ее роль в обучении языку // Новое в преподавании иностранных языков. 2015. № 2. URL: http://foreign.mordgpi.ru/?p=1251
  6. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
  7. Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Аналитическое чтение на занятиях по культуре речевого общения (иностранный язык) // Социальная компетентность. 2017. № 3 (17).
  8. Захарова К. А. Развитие социолингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку: дисс. … к. пед. н. Волгоград, 2019.
  9. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
  10. Мирошниченко С. А. Аналитическое чтение. Поэзия франкоязычных авторов XX века: уч. пособие. СПб.: Медиапапир, 2021.
  11. Мирошниченко С. А. Методика обучения студентов языкового вуза аналитическому чтению поэтических произведений на французском языке: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2013.
  12. Мирошниченко С. А. Формирование социокультурной компетенции в процессе работы с поэтическим текстом (французский язык) // Вопросы лингводидактики и переводоведения: сб. науч. тр. / под ред. И. В. Кормилиной, Н. Ю. Шугаевой. Чебоксары, 2017.
  13. Мосина О. А. Содержание и характеристики основных компетенций обучения иностранным языкам. 2016. URL: https://kazedu.com/referat/193254/5
  14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 № 986. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008280029
  15. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010.
  16. Ходькова А. П., Аль-Ради М. С. Французский язык. Аналитическое чтение современной литературы (B2 - C1): уч. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. URL: https://urait.ru/bcode/447056

Информация об авторах

Мирошниченко Светлана Алексеевна

к. пед. н., доц.

Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 апреля 2022.
  • Опубликована: 23 мая 2022.

Ключевые слова

  • социокультурная компетенция
  • студенты-филологи
  • аналитическое чтение
  • иноязычный поэтический текст
  • обучение французскому языку в вузе
  • sociocultural competence
  • philology students
  • analytical reading
  • foreign-language poetic text
  • French language teaching at university

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)