• Научная статья
  • 24 июня 2022
  • Открытый доступ

Формирующее оценивание в контексте практико-ориентированного обучения в вузе в рамках формирования медиакомпетентности будущих педагогов

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности применения формирующего оценивания при организации практико-ориентированного обучения в вузе в рамках формирования медиакомпетентности будущих педагогов. В статье отмечено, что формирующее оценивание в процессе освоения апостериорного (на основе опыта) знания, получаемого при практико-ориентированном обучении, способствует выявлению и устранению затруднений студентов в осуществлении профессионально значимых видов деятельности. Новизна исследования состоит в доказательстве влияния формирующего оценивания, реализуемого в практико-ориентированном образовательном процессе, на формирование медиакомпетентности как значимого направления подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. В результате доказано, что формирующее оценивание может быть рассмотрено не только как вид оценочной деятельности, но и как средство профессионального развития личности.

Источники

  1. Бажанова Н. А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания»: перевод и апробация опросника “Personal Change Readiness Survey” // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА», Т. 2). СПб.: РХГА, 2005.
  2. Веккессер М. В. Технология формирующего оценивания в преподавании дисциплин филологического цикла в вузе и школе // Наука и школа. 2020. № 3.
  3. Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3.
  4. Калинина С. Д. Особенности формирующего оценивания на уроках чтения и русского языка в начальном общем образовании // Вестник Воронежского института развития образования. 2019. № 4.
  5. Каныгин Е. Б., Попова О. А. Использование формирующего оценивания в условиях проблемно-деятельностного обучения в военном вузе // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9).
  6. Кропотова Н. А., Легкова И. А. Применение формирующего оценивания в образовательном процессе высшего образования // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 74.
  7. Руденко И. В. Формирующее оценивания как инструмент совершенствования и опыта профессиональной деятельности будущих педагогов // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3.
  8. Руденко И. В., Груздова И. В., Емельянова Т. В., Ошкина А. А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов на основе разработки и внедрения апостериорной модели // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сб. науч. тр. VI Вирт. междунар. форума по педагогическому образованию. Казань, 2020.
  9. Троянская С. Л. Развитие медиакомпетентности студентов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23).
  10. Федоров А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Телекоммуникации и информатизация образования. 2007. № 3.
  11. Федоров Р. Ю. Дидактическая роль формирующего оценивания в условиях балльно-рейтинговой системы в вузе // Научное мнение. 2014. № 6.
  12. Шаповалова О. Н., Ефремова Н. Ф. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6.
  13. Bennett R. E. Formative Assessment: A Critical Review // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2011. Vol. 18. No. 1.
  14. Bloom B. S. Learning for Mastery // Evaluation Comment. 1968. Vol. 1. No. 2.
  15. Gretter S., Yadav A. What Do Preservice Teachers Think about Teaching Media Literacy? An Exploratory Study Using the Theory of Planned Behavior // Journal of Media Literacy Education. 2018. Vol. 10 (1).
  16. Harlen W., James M. Assessment and Learning: Differences and Relationships between Formative and Summative Assessment // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 1997. Vol. 4.
  17. Potter W. J. Media Literacy. Thousand Oaks - L.: Sage Publication, 2001.
  18. Scriven M. The Methodology of Evaluation // Perspectives of Curriculum Evaluation / ed. by R. W. Tyler, R. M. Gagne, M. Scriven. Chicago: Rand McNally, 1967.
  19. Tulodziecki G. Medien in Erziehung und Bildung. Grundlagen und Beispiele einer handlungs- und entwicklungsorientierten Medienpädagogik. 3. Aufl. Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1997.

Финансирование

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00126 А.

Информация об авторах

Емельянова Татьяна Витальевна

к. пед. н., доц.

Тольяттинский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 мая 2022.
  • Опубликована: 24 июня 2022.

Ключевые слова

  • формирующее оценивание
  • практико-ориентированное обучение
  • медиакомпетентность
  • будущие педагоги
  • проектная деятельность
  • formative assessment
  • practice-oriented training
  • media competence
  • future teachers
  • project activity

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)