• Научная статья
  • 24 июня 2022
  • Открытый доступ

Диагностика профессиональных дефицитов сформированности предметных компетенций педагогов начального общего образования инклюзивного профиля: региональный опыт

Аннотация

Цель исследования - разработка эффективного диагностического инструментария выявления и оценки профессиональных дефицитов у педагогов инклюзивного профиля, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР). В статье говорится о том, что в настоящее время на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» (далее - ГАУ ДПО ИРО) ведется исследование, в рамках которого разрабатываются и апробируются стандартизированные оценочные процедуры по выявлению и оценке профессиональных дефицитов слушателей дополнительных профессиональных программ, в том числе направленных на формирование у слушателей профессиональных компетенций в сфере инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Научная новизна заключается в определении эффективных оценочных материалов для диагностирования профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля. В результате доказано, что выявление профессиональных дефицитов у данной группы педагогов возможно при использовании тестов и практических заданий, разработанных исходя из содержания профессиональных компетенций учителей начальных классов в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Источники

  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Новикова Н. В., Казакова Л. А., Алехина С. В. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н. В. Лалетина. Красноярск, 2013.
  2. Кучергина О. В. О диагностировании профессиональных затруднений у педагогов инклюзивного профиля в региональной системе научно-методического сопровождения // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58).
  3. Кучергина О. В. Самообразование как инструмент повышения профессиональной мотивации педагогов инклюзивного профиля // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44).
  4. О внедрении системы научно-методического сопровождения педагогических работников от 16.07.2021 г. № 1263-мр: Распоряжение Министерства образования Иркутской области. URL: https://docs.iro38.ru/document/6440
  5. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. № Р-76. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401683/d475d8e9529575f14d90efa1693c832978ec77ca
  6. Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана: Распоряжение Министерства просвещения РФ от 27.08.2021 г. № Р-201. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395866
  7. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему педагогического роста: Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 3273-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342668
  8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553
  9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495
  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО обучающихся с ЗПР): одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15. URL: https://fgosreestr.ru/poop/47

Информация об авторах

Кучергина Ольга Викторовна

к. пед. н.

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 мая 2022.
  • Опубликована: 24 июня 2022.

Ключевые слова

  • диагностирование профессиональных дефицитов
  • обучающиеся с задержкой психического развития
  • оценочные материалы
  • педагог инклюзивного профиля
  • diagnostics of professional deficits
  • students with mental retardation
  • assessment materials
  • inclusive education teacher

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)