• Научная статья
  • 24 июня 2022
  • Открытый доступ

Содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущего учителя музыки

Аннотация

В статье анализируются некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Цель исследования - представить содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущих учителей музыки в процессе музыкально-инстру-ментальной подготовки обучающихся (уровень бакалавриата). В процессе исследования рассмотрена и проанализирована научно-теоретическая и методолого-методическая литература по проблемам высшего музыкально-педагогического образования. В статье раскрыто понятие «исполнительская компетентность педагога-музыканта» - совокупность взаимоинтегрированных компонентов: аксиологического, продуктивно-технологического, рефлексивного; формирование исполнительской компетентности у обучающихся педагогического вуза рассматривается как необходимый компонент становления профессионального мастерства; воспитание культуры фортепианного исполнения-интони¬рования - как основополагающая составляющая исполнительской компетентности учителя музыки. Научная новизна исследования заключается в разработке диагностического инструментария для определения у будущих педагогов-музыкантов достигнутого уровня исполнительской компетентности в процессе фортепианного исполнения-интонирования. В результате доказано, что формирование исполнительской компетентности - основа профессиональной культуры будущего учителя музыки.

Источники

  1. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство М.: Музыка, 1974.
  2. Захаренкова Е. И. Музыкальное исполнительство в педагогическом образовании (теоретико-методологические аспекты) // Преподаватель: ХХI век. 2015. № 4.
  3. Князева Т. С. Диагностика музыкальности с помощью Gold-MSI-опросника в контексте потребностей музыкального образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 1 (21).
  4. Князева Т. С. Музыкальные способности и интеллект как предмет исследования в музыкальной психологии и психологии музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 3.
  5. Красовская Е. П. Герменевтический подход к освоению формы музыкального произведения в инструментально-исполнительском классе // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 2 (22).
  6. Лашкул М. А. Исполнительская компетентность педагога-музыканта // Вестник Тамбовского государственного университета. 2008. № 10.
  7. Малинковская А. В. Авторские комментарии в смысловом пространстве музыкального текста: к методологии исследовательской деятельности музыканта-педагога // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 3.
  8. Малинковская А. В. Исполнительско-педагогический анализ музыкального произведения в контексте герменевтической теории понимания-интерпретации // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 3 (23).
  9. Румянцева З. В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 1987.
  10. Торопова А. В. Индивидуальный стиль интонирования как психодиагностический инструмент в музыкальном образовании и музыкотерапии // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 3 (23).
  11. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т, 2005.
  12. Цыпин Г. М. Современный педагог-музыкант: традиции образовательного процесса и вызовы времени // Вестник Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Серия «Педагогические и психологические науки». 2018. № 32 (51).
  13. Яковлев В. С. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки в условиях уровневой подготовки в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 4 (12).

Информация об авторах

Маряч Анастасия Юрьевна

Пензенский государственный университет

Шипилкина Татьяна Анатольевна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 мая 2022.
  • Опубликована: 24 июня 2022.

Ключевые слова

  • музыкально-инструментальная подготовка
  • исполнительская компетентность
  • культура фортепианного интонирования
  • musical and instrumental training
  • performing competence
  • piano intonation culture

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)