• Научная статья
  • 24 июня 2022
  • Открытый доступ

Анкетирование в консультативной практике при организации ранней помощи семье ребенка с нарушениями развития

Аннотация

Цель исследования - обосновать, что изучение характеристик семейной ситуации развития детей раннего возраста с различными нарушениями развития посредством анкетирования родителей способствует повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения. В статье представлены теоретические основы анкетирования; на основе многолетнего консультирования семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, разработана авторская анкета; проанализированы результаты анкетирования родителей детей раннего возраста с различными нарушениями развития. Научная новизна исследования заключается в отборе и анализе значимых для психолого-педагогического сопровождения характеристик семейной системы ребенка первых лет жизни с нарушениями развития. В результате определено, что потребности (запрос) и ресурсные возможности семьи следует учитывать при построении стратегии сопровождения ребенка и его семьи для повышения эффективности результатов ранней помощи.

Источники

  1. Вечканова И. Г., Югова О. В. Взаимодействие с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в консультативном центре // Специальное образование. 2020. № 3 (59).
  2. Грецкая С. А. Методические рекомендации по проведению анкетирования: метод. пособие. Ноябрьск, 2014.
  3. Громова О. Е. Выявление проблем в развитии речи ребенка раннего возраста с помощью анкетирования родителей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 3.
  4. Завьялова М. П. Методы научного исследования. Томск: ТПУ, 2007.
  5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2007.
  6. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008.
  7. Липатова О. Н. Изучение информационных запросов родителей детей с ОВЗ на этапе первичного педагогического сопровождения // Дефектология. 2021. № 3.
  8. Липчиу Н. В. Методология научного исследования. Краснодар: КубГАУ, 2013.
  9. Маллаева Т. И., Турковская Н. В. Анкетирование как современный метод научно-педагогического исследования // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. побед. III Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017.
  10. Матюшкина М. Д. Методы педагогического исследования. СПб., 2012.
  11. Новикова Н. Б., Лестова Н. Л. Анкетирование родителей как один из методов изучения качества услуги ранней помощи ребенку с ОВЗ // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 2020.
  12. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / под общ. ред. Ю. А. Разенковой. М.: Школьная пресса, 2012.
  13. Стребелева Е. А., Кинаш Е. А. Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогический имидж. 2019. Т. 13. № 2 (43).
  14. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей. М.: Парадигма, 2010.
  15. Югова О. В. Взаимодействие специального педагога с родителями детей с отклонениями в развитии как залог успешного раннего педагогического сопровождения ребенка // Специальное образование. 2011. № 1 (21).

Информация об авторах

Югова Олеся Вячеславовна

к. пед. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 мая 2022.
  • Опубликована: 24 июня 2022.

Ключевые слова

  • анкетирование
  • консультирование родителей
  • дети с нарушениями развития
  • ранняя помощь семье
  • психолого-педагогическое сопровождение
  • questionnaire survey
  • counselling of parents
  • children with developmental disorders
  • early family intervention
  • psychological and pedagogical support

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)