• Научная статья
  • 25 июля 2022
  • Открытый доступ

Профессиональные трудности молодых преподавателей (на примере вузов Амурской области)

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении негативных факторов, сопровождающих профессиональную деятельность молодых преподавателей организаций высшего образования. В статье рассматриваются основные тенденции, оказывающие отрицательное влияние на современных педагогов в возрасте до 35 лет, и специфика их проявления в вузах Амурской области. Научная новизна работы заключается в том, что на основе проведенных исследований, связанных с темой настоящей статьи, среди преподавательского состава вузов Амурской области в возрасте от 22 до 68 лет установлено, что молодые педагоги отличаются меньшей психологической устойчивостью, чем преподаватели средних возрастов, менее уверены в себе, для них характерно зарождение основ эмоционального «выгорания». Кроме того, молодые преподаватели, в силу воздействия целого комплекса факторов, находятся в менее стабильном положении, чем более опытные работники, что определяет повышенную текучесть молодых кадров. В результате выявлено место молодого преподавателя в современном университете, определены основные факторы, способствующие снижению качества и эффективности профессиональной деятельности педагогов организаций высшего образования, отмечена региональная специфика.

Источники

  1. Балезина Е. А. Молодой преподаватель: к вопросу определения понятия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 2.
  2. Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 3.
  3. Березовская Е. А. Молодые преподаватели: потребности и возможности их реализации в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 11.
  4. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные деформации преподавателей региональных вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 1.
  5. Бондарева Е. П., Сергеев С. А. Факторы профессиональной адаптации молодых преподавателей вуза // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2.
  6. Виноградова Н. Л., Волков С. К., Леонтьева Е. Ю. Преподаватель или ученый: как привлечь молодежь в науку? // Теоретическая экономика. 2021. № 3 (75).
  7. Гасиева И. Т. Образ-Я как специалиста у молодых преподавателей // Вестник Государственного университета управления. 2020. № 10.
  8. Гуданцева Е. Г. Актуальная значимость проблемы адаптации молодых педагогов // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 3.
  9. Иванов С. Ю., Иванова Д. В., Бурова А. А. Развитие научно-педагогического потенциала молодых преподавателей современного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3.
  10. Куклина Л. В., Минеева Л. Ю. Становление личностно-профессиональной компетентности молодых преподавателей в системе высшего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30).
  11. Логунова Л. Ю., Маженина Е. А., Ушаков Д. В. Проблемы профессиональной самореализации молодых преподавателей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4 (36).
  12. Михалкина Е. В., Герасимова О. Я. Исследование трудовой мотивации преподавателей и молодых ученых федерального университета // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 3.
  13. О молодежной политике в РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/400156192
  14. Ушаков Д. В. Измерение профессиональной самореализации молодых преподавателей // Научный результат. Социология и управление. 2020. № 1.
  15. Шкерина Г. А. Содействие молодым преподавателям вуза в концептуализации профессионального опыта // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 2 (4).
  16. Эзрох Ю. С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. № 7.
  17. Яшина А. А. Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза: автореф. дисc. … к. психол. н. Ярославль, 2007.

Информация об авторах

Болтенков Николай Владимирович

к. пед. н., доц.

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Гринько Андрей Александрович

к. ист. н., доц.

Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 июня 2022.
  • Опубликована: 25 июля 2022.

Ключевые слова

  • профессиональные трудности молодого преподавателя
  • региональный вуз
  • вуз федерального значения
  • профессиональная деятельность педагогов
  • professional difficulties of a young teacher
  • regional university
  • university of federal importance
  • teachers’ professional activities

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)