• Научная статья
  • 25 июля 2022
  • Открытый доступ

Контекст проектирования экосистемы партнерства педагогического вуза в условиях новой реальности трансформации образования

Аннотация

Цель исследования - обосновать тенденции обеспечения трансформации педагогического образования в контексте активного «обращения» к дискурсу расширения многоаспектного партнерства сегментов образовательной системы на уровне муниципалитета и региона. В настоящей статье рассмотрены аспекты построения, функционирования и развития образовательных экосистем, изучаемых в качестве одного из приоритетных направлений современного образования; определены актуальные треки формирования региональной экосистемы инновационного территориального образовательного кластера, в том числе описан опыт работы педагогического сообщества Ростовской области в контексте осмысления «сюжетов» взаимодействия Таганрогского (педагогического) института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ) и субъектов системы общего образования. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснованы факторы, формирующие «точки роста» системы высшего педагогического образования в аспекте содержательно-смысловых и организационно-методических составляющих функционирования инновационных образовательных экосистем. В результате представлено авторское видение возможностей разработки экосистемных кластерных моделей построения целостной образовательной среды, которые, корреспондируя с инновационными педагогическими тенденциями, выступают в качестве продуктивных драйверов стратегических инициатив современной образовательной политики.

Источники

  1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 2017. № 4.
  2. Васютенкова И. В. Педагог в развивающейся образовательной экосистеме школы // Науковедение. 2014. Вып. 5 (24). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/35PVN514.pdf
  3. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы: информационный бюллетень. 2021. URL: https://www.hse.ru/data/2021/11/11/1458419974/ib_7_2021.pdf
  4. Карякин Ю. В. Проблема качества образования в свете системной парадигмы // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 6.
  5. Куклина Л. В., Куклин С. Я. Теоретические основы исследования экосистемного подхода к управлению образовательной деятельностью // Современное педагогическое образование. 2021. № 8.
  6. Кулишов В. В. Массовая культура и образование: сущность, свойства и функции образовательных симулякров // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». 2019. № 3.
  7. Лозовицкая А. А. Историко-теоретический анализ концептосферы непрерывного образования // Непрерывное образование в контексте Будущего: сб. науч. ст. по мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 21-22 апреля 2021 г.). М., 2021a.
  8. Лозовицкая А. А. Концептосфера «живой педагогики», «новой дидактики» и «смешанного обучения» в рамках конструирования инновационного образовательного ландшафта: сущностно-смысловой и организационно-педагогический аспекты анализа // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021b. № 2 (58). URL: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/number/179
  9. Лукша П., Спенсер-Кейс Дж., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. 2020. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya
  10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210
  11. Олейников Б. В., Подлесный С. А. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4.
  12. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / И. В. Абакумова, С. В. Алехина, О. В. Андрюшкова [и др.]; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2020.
  13. Проект Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. 2021. URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf
  14. Фадейкина Н. В., Гринева С. В., Сапрыкина О. А. Создание инновационной образовательной экосистемы образовательной организации высшего образования как необходимое условие повышения ее корпоративной социальной ответственности // Сибирская финансовая школа. 2018. № 5 (130).
  15. Фоминых Н. Ю., Койкова Э. И., Бубенчикова А. В. Образовательная среда как экосистема // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88).
  16. Чеклецов Е. Ректор МГУ предложил изменить систему обучения в вузах. 2021. URL: https://ura.news/news/1052522300
  17. Schilstra T., Takács E., Abcouwer T. Ecosystem Approach to Life-Long Learning. 2021. URL: https://aisel.aisnet.org/siged2021/16
  18. The Future of Jobs Report. 2020. URL: https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020

Информация об авторах

Лозовицкая Алёна Андреевна

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Голобородько Ирина Эдуардовна

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Сапожникова Юлия Андреевна

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 июня 2022.
  • Опубликована: 25 июля 2022.

Ключевые слова

  • проектирование экосистемы партнерства
  • педагогический вуз
  • трансформация педагогического образования
  • инновационная образовательная экосистема
  • экосистемная кластерная модель образования
  • designing a partnership ecosystem
  • pedagogical university
  • transformation of pedagogical education
  • innovative educational ecosystem
  • ecosystem cluster model of education

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)