• Научная статья
  • 25 июля 2022
  • Открытый доступ

Методологические основания персонификации образовательной среды школы

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании методологических основ персонификации образовательной среды школы в контексте системно-синергетического, средового, личностно-деятельностного и культурологического подходов, положений экзистенциальной педагогики, концепции индивидуализации обучения, самоопределения школьника и развития субъектной позиции в образовании. В статье на основе анализа теоретико-методологических положений обоснованы стратегии персонификации образовательной среды школы: развитие субъектной позиции и самореализации личности школьника в условиях нелинейной организации образования; насыщение образовательной среды школы на основе принципа событийности; организация психолого-педагогического сопровождения и реализация тьюторских технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что определены методологические основания персонификации образовательной среды школы, заключающиеся в совокупности теоретико-методологических подходов и методов, позволяющих ее изучать и проектировать. В результате исследования обоснованы методологические основания персонификации образовательной среды школы, проведено обобщение педагогических концепций дифференциации, индивидуализации, персонализации, персонификации образования, определены стратегии персонификации образовательной среды школы.

Источники

  1. Гребенюк Т. Б., Григорьева Н. В. Педагогика индивидуальности как научная школа // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2008. № 4.
  2. Даутова О. Б. Формирование идентичности школьника в учебно-познавательной деятельности // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2016 г.). СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2016.
  3. Даутова О. Б., Игнатьева Е. Ю. Оценивание метапредметных и личностных образовательных результатов школьников: теория и практика // Непрерывное образование. 2015. № 3 (13).
  4. Дрозд К. В., Плаксина И. В. Проектирование образовательной среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение: учебно-методическое пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017.
  5. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8).
  6. Лопанова Е. В., Савина Н. В. Соотношение понятий «персонализация», «персонификация» и «кастомизация образования» // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4.
  7. Мануйлов Ю. С. К характеристике средового подхода в педагогике. 2018. URL: http://www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/k-xarakteristike-sredovoj-podxod-v-pedagogike
  8. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. Изд-е 2-е, перераб. М. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.
  9. Рожков М. И. Концепция экзистенциональной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33).
  10. Розин В. М., Ковалева Т. М. Персонализация или индивидуализация: психолого-антропологический или культурно-средовой подходы // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9.
  11. Селиверстова Е. Н. Познавательный опыт как инновационный ориентир в оценке качества современного школьного образования // Методологические ориентиры развития современной научно-дидактической мысли: сборник научных трудов Всероссийской сетевой научной конференции (21-29 ноября 2018 г.) / сост. А. А. Мамченко. М., 2018.
  12. Селиверстова Е. Н. Понятие «субъектный опыт школьников» как ресурс развития современного дидактического знания // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2019. № 39 (58).
  13. Селиверстова Е. Н. Понятийная система отечественной дидактики в фокусе субъектной ориентации современного обучения // Педагогика и просвещение. 2021. № 4.
  14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
  15. Тубельский А. Н., Кукушкин М. Е., Старостенкова М. В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания / ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2001.
  16. Янкевич С. В., Княгинина Н. В., Пучков Е. В. Кастомизация российского высшего образования через систему микростепеней // Современная аналитика образования. 2020. № 5 (35).
  17. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020a. № 1 (6). DOI: 10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93
  18. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019.
  19. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум. М., 2020b.

Информация об авторах

Макарова Наталья Станиславовна

д. пед. н., доц.

Омский государственный педагогический университет

Феттер Инна Витальевна

к. пед. н., доц.

Омский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 июня 2022.
  • Опубликована: 25 июля 2022.

Ключевые слова

  • образовательная среда школы
  • персонификация образовательной среды
  • стратегия персонификации образования
  • педагогическое сопровождение
  • school educational environment
  • personification of educational environment
  • strategy of education personification
  • pedagogical support

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)