• Научная статья
  • 25 августа 2022
  • Открытый доступ

Развитие общекультурной компетенции студентов при обучении литературе в рамках среднего профессионального негуманитарного образования

Аннотация

Цель исследования - оценка методического потенциала интегративного курса литературы, направленного на развитие общекультурной компетенции (ОКК) у студентов, получающих среднее профессиональное негуманитарное образование (СПО). В статье описана специфика преподавания литературы в СПО, систематизированы представления об общекультурной компетенции, предложены формы занятий и приемы, способствующие развитию отдельных компонентов ОКК. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методологических основ интегративного курса литературы с целью развития общекультурной компетенции студентов, получающих СПО. В результате доказано, что внедрение в образовательный процесс интегративного курса литературы, разработанного на основе индуктивного подхода, способствует эффективному развитию уровня общекультурной компетенции студентов СПО.

Источники

  1. Алатырцева Т. В. Формирование общекультурной компетентности подростков средствами музейной педагогики: дисс. … к. пед. н. Саранск, 2021.
  2. Аристова М. А. Проблема соотношения литературной компетенции и читательской грамотности в процессе преподавания литературы в школе // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 20-21 апреля 2017 г.). Нижний Новгород: Мининский университет, 2017.
  3. Берулава М. Н. Теоретические основы интеграции образования. М., 1998.
  4. Демченкова С. А. Формирование общекультурных компетенций бакалавров технического вуза: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2013.
  5. Заборина М. А. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе СПО // Академическая публицистика. 2017. № 5.
  6. Зевакина А. Ю. Специфика изучения литературы в средних профессиональных образовательных учреждениях социально-экономического профиля: автореф. дисс. … к. пед. н. Ульяновск, 2009.
  7. Лукьянова Л. В. Ценностно-смысловое самоопределение студентов в учебно-воспитательном процессе учреждений среднего профессионального образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Комсомольск-на-Амуре, 2006.
  8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  9. Обернихина Г. А., Емельянова Т. В., Мацыяка Е. В. и др. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций. М.: Академия, 2015.
  10. Русова Н. Ю. Текст. Культура. Образование. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2009.
  11. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики (на примере подготовки будущих педагогов): дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2004.
  12. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012.

Информация об авторах

Николаева Елена Анатольевна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 июля 2022.
  • Опубликована: 25 августа 2022.

Ключевые слова

  • общекультурная компетенция
  • обучение литературе
  • авторский интегративный курс литературы
  • среднее профессиональное образование
  • general cultural competence
  • teaching literature
  • author’s integrative literature course
  • secondary vocational education

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)